НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ
Авторская страница музыкального журналиста,
кулинара-любителя и поклонника бытовых парадоксов
Всеволода БАРОНИНА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ МуМу.
ПОСЛЕСЛОВИЕ К ТВ-КОНЦЕРТУ ГРУППЫ "СПЛИН"

Автор крайне редко смотрит телевизор. Но однажды в середине мая 1998-го как-то вечером (кажется, в субботу) он включил Волшебный Ящик. И увидел там такое… !!! И очень серьезно рассердился. Результат был обнародован в газете "Джокер-МК" 31.05.1998.

"Страна наша богата талантами..." - написал дюжину лет назад музыковед Аркадий Петров в аннотации к дебютному альбому нижегородского арт-рокового состава "Горизонт". Бездарностями, увы, она гораздо богаче. Но сегодня мы оставим в покое уже вертящуюся волчком от постоянных нелицеприятных упоминаний росэстраду и обратим наше суровое лицо в сторону отечественной профессиональной рок-сцены. Простите, "русского рока"...

В веселое время мы, однако, живем! Я бы сказал - в весьма продуктивное: что ни месяц, так новая суперзвезда росэстрады или новые герои рок-н-ролла. Или легенды русского рока - называйте их, как вам угодно. Это вам, ребята, не гнилой запад, где Король рок-н-ролла был всего один - и тот уж двадцать лет назад как помер.

Как-то бессмысленно напоминать сотрудникам наших СМИ, что группа, выпустившая три низкобюджетных альбома и известная только в пределах своей родины, героями рок-н-ролла называться не может. Ан нет - вся Первопрестольная уклеена плакатами: "Сплин" - новые герои рок-н-ролла". Прекрасно понимаю, что кому-то очень хотелось бы, чтобы слово "Сплин" было написано еще и на заборе - ан нет, там, помимо слов народных, водятся только имена Manowar, Helloween да Onyx. Но ничего: открываю серьезное околополитическое издание, мнящее себя айсбергом журналистики, и там мне объясняют, что "Сплин" - это рок-группа "со своим стилем" для среднего класса. Включаю "Диск-канал" - а там восторженные поклонницы "Сплина". Переключаю на другой канал - а там концерт! Их же.

Интересно получается: в последнюю пятилетку властителями дум совсем уж ни в чем не разбирающейся (а по чьей вине?) части молодежи с подачи СМИ становятся коллективы, доводящие отсутствие собственной стилистики до абсурда. Вы только вспомните - "Агата Кристи", "Чиж и Ко.", "Свинцовый туман", "Мумий-тролль", "Грин Грей", а теперь вот - "Маша и медведи" да "Сплин". Конечно, и у патриархов русского рока дела с художественным самоопределением обстояли (и обстоят) не лучше, да не о них сегодня речь. Ясно, что творческая молодежь слушала в своей жизни исключительно записи отечественных рок-ветеранов, и прав был один старший товарищ, еще доброе десятилетие назад предупреждавший меня: "Смотри, доживем мы еще до появления таких местных рокеров, которые будут спокойно творить, не ознакомившись ни с одной зарубежной записью, а наслушавшись вот этого... электропесен о гласности, перестройке, наличии бюрократов и отсутствии колбасы!" К тому же родные журналисты весьма долго уверяли музыкантов и их поклонников, что рок - явление не музыкальное-художественное, но социальное, и главное в нем - не энергетика и мелодика, а меткие и острые (в духе КВНа 33-й руки) тексты, в результате чего сами музыканты в этот бред уверовали. Крепко и на всю жизнь, а примеров - не счесть: от "Гражданской обороны" до "Ляписа Трубецкого". Вот и творит теперь молодое рок-поколение на таком интересном фундаменте, но то, что у них получается, не имеет ни малейшего права называться рок-музыкой. Больше всего это похоже на некое аморфное электрическое муму.

Да и не только в отсутствии стилистики и примате текста над музыкой речь: в конце концов, заморский бритпоп - тоже какая-то безвкусная жвачка с натужными псевдоюмористическими словами, только части англичан, потребляющих вредные для здоровья стимулянты (да еще отдельным модным персонажам в России) и интересная. Но ведь, ребята, и вокально-инструментальное мастерство не мешало бы оттачивать, и мелодии запоминающиеся писать, и играть так, чтобы энергия со сцены перла, подкрепленная собственными эмоциями! А вот этого не будет: русский рок не предполагает наличия этих компонентов, без которых бренчания-стучания рок-музыкой называться не могут. Обратите внимание: самая веселая в мире разновидность рок-н-ролла, известная как "глэм-рок" и наиболее полно претворяющая в жизнь лозунг "This is music, this is fun, this is rock'n'roll!" у нас отродясь не культивировалась. Потому что музыка радостная и эмоциональная оченно. Аналогичная же история с AOR'ом. Мне возразят: у нас была мрачная предыстория, когда наши песни жили на кухнях (очевидно, под раковинами - как тараканы). Вот на кухню и шли бы, и дальше нее со своими песнями не высовывались! Да и когда у местных легенд рок-н-ролла на концертах перла энергия? А никогда. Вспоминаю собственный шок, полученный в 1983 г. путем посещения выступлений столь прославленных ныне "Центра" и "Аквариума": оказалось, что суперзвезды тогдашнего андерграунда играли хуже не то что филармонической эстрады средней руки, но даже зеленоградских групп, в конце 70-х развлекавших автора на танцах в его родной школе. В школе-то в персонажей, игравших на уровне сегодняшних звезд русского рока кидали, помнится, ботинками. Но... кто не умел играть - вошел в отечественную рок-историю, а настоящие мастера своего дела - "Автограф", "Диалог", "Гулливер", "Шах", "Альянс" и "99%" - так и остались за ее бортом.

Да, песни с кухни празднуют победу: каждая кухарка может управлять государством, и каждая кухонная (кухаркина?) песня может стать общенациональным хитом. Андерграунд теперь - в авангарде, настоящие профессионалы - в андерграунде. У автора часто спрашивают: осталась ли надежда на то, что отечественным рок-музыкантам будет суждено не только продемонстрировать местной публике, что такое - настоящий рок, но и гордо поднять знамя российского (а не "русского") рока на мировых просторах? Да, надежда есть, и у нее есть конкретные имена. Это, во первых, москвичи - прогрессивный спид-металлический квинтет Archontes, в техническом отношении представляющий собой лучший отечественный состав со времен "Автографа" и имеющий все данные для прорыва на дальневосточный рынок, а также достойнейшие продолжатели дела дуэта "Новая коллекция", трио D.E.V.A., безупречные авангардные металлисты (пардон за определение, ребята!) End Zone, симфо-трэшеры Ens Cogitans, дум-прогрессивисты Mental Home и веселушные, чисто лос-анжелосские глэм-рокеры Foxy Tricks. За пределами Москвы - гениальная гомельская группа языческого готик-метала Gods Tower, эклектичный состав Moonhouse из Смоленской области да весьма компетентная готик-металлическая группировка из Поволжья, в которой хочется выделить нижегородцев Gothic Castle. Увы, мало кого из представителей СМИ волнует факт наличия этих коллективов ("не по-русски поют!") - а ведь, к примеру, у End Zone и Gods Tower уже вышло по паре CD... И именно эти группам предстоит нелегкая задача вытаскивания отечественного рока из того болота, в котором он оказался не по собственной (ой ли?) воле. Вот оно - настоящее лицо отечественной рок-сцены второй половины 90-х, и неужто непонятно вам, разъевшиеся не по годам выпускники спецшкол, ставшие ныне музредакторами теле- и радиоканалов, что современный рок - это не только бритпоп, хардкор и поп-техно в дрянной кухонной интерпретации, а отечественная публика - дура в гораздо меньшей степени, чем вы о ней думаете?

назад к Графским Развалинам


добро пожаловать на сайт WWW.DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски !!!
зарубежные и советские виниловые пластинки, патефонные принадлежности, ленты и кассеты, компакт-диски, sacd, laser video, dvd, bluray

Рейтинг@Mail.ru

© DISKOBOL.RU est. 03.2003
WWW.DISKOBOL.RU существует с 15 марта 2003 года.