НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ
Авторская страница музыкального журналиста,
кулинара-любителя и поклонника бытовых парадоксов
Всеволода БАРОНИНА

FM-ПОМОИ.
ЧТО НЕСЁТСЯ ПО FM-ЭФИРУ?

Перед вами – финальный вариант статьи, опубликованной в ноябре 1999 г. в "Джокере-МК" под названием "FM-помои". В печатных изданиях в подобном виде нигде не публиковалась ввиду "облыжности содержащихся в ней обвинений". Ну нам-то обижаться нечего.

Юношами будучи, мы питались на волнах радиоэфира исключительно той музыкальной информацией, что доносилась сквозь вой и треск глушилок в виде передачи "Голоса Америки" "Концерт популярной музыки-2". Но не только новые песни доносили голоса, а и невероятне по тем временам вести о том, что за океаном (и много где еще) существуют радиостанции, сутками напролет потчующие слушателя исключительно поп- и рок-музыкой, а равно и интервью со звездами стилей почти безо всяких комментариев. "Эко счастливым буржуям везет!" - в который раз думалось нам.

Многие мечты 70-х воплотились в жизнь. Стала реальностью и эта... Совсем недавно с небывалой помпой было отмечено 10-летие начала музыкального FM-вещания на территории России. Фанфары в ближайшее время смолкать явно не будут, ибо все станции начнут справлять собственные круглые юбилеи - и нам, как честным потребителям радиоэфира, остается задуматься: тот ли радиорепертуар мы получили, о котором так сладко грезилось в далеких 70-х? Нет и нет!

1. Как это начиналось
По прошествии десятилетия о тогдашнем начале музыкального вещания "Европы+" говорят почти в плакатных выражениях: "и явились нам Буревестники, и принесли они в клювах Перестройку эфира". Парадокс заключается в том, что общественные последствия запуска родного FM-музвещания и близко соспоставить нельзя с тем, что последовало за стартом аналогичного СМИ, скажем, в Японии в конце 50-х. В 1958-м прибывший на землю сакуры с целью дать несколько концертов по военным базам США Элвис Пресли с удивлением обнаружил, что на закрытые территории пытается попасть местная публика! Причина была проста: за два года до этого командование американских оккупационных сил в Японии ради развлечения военнослужащих открыло на одной из баз на Окинаве рок-н-ролльную радиостанцию. Интересы коренного населения японских островов никто в расчет не принимал. Но вскоре выяснилось, что обитатели Страны восходящего Солнца со своей тягой к новаторству уже не желают никакой другой музыки, кроме той, которую они уже привычно называли "лок-н-лолл".

Если уж в чем и были наши музыкальные радиостанции первопроходцами - так только в расположении в FM-диапазоне. Можно подумать, что к 1990-му все уже начисто позабыли культовейшие программы радио "Юность" - и "45 минут в воскресной студии", и первые выпуски "Рок-наряда", и, наконец, легендарный утренний "Молодежный канал" образца 1987-го с его легендарным ведущим Олегом Гробовниковым - первым и последним настоящим профессиональным ди-джеем отечественного эфира, вполне заслужившим титул русского Алана Фрида или Томми Вэнса. Отменный музыкальный вкус Олега, неслабый размер его собственной фонотеки и неповторимая манера ведения успели воспитать целое поколение радиослушателей, и к той самой осени 1990-го дело было сделано - никто в Отечестве уже не считал музыкальные эфиры за недостижимое чудо природы. Никому, правда, и не пришло бы после эфиров Гробовникова считать "Европу+" со своей начальной пленочной (!) фонотекой из 50 (!!! - нет слов) песен его серьезнвм конкурентом.
Но нахрапистая реклама, немеренно раскрученная наглая Ксения Стриж, и непрерывные разговоры о "получении музыкального материала прямо из-за границы" - конечно, немец Луну сделал (но здесь это был француз) - сделали свое дело. О 50 песнях в фонотеке "Европы+" я узнал много позже, а десять лет назад меня удивляли частые повторы (до двух - трех в час) одного и того же номера и непрерывные упования в духе "заграница нам поможет". Неужели той осенью в Москве радиостанции с приличным бюджетом было невозможно приобрести фирменные компакт-диски? И процесс, как говорится, пошел...

2. И таяли надежды...
Буквально в течение нескольких первых месяцев FM-вещания попытки давать слушателю хотя бы осколки информации о собственно музыке на радиоволнах успупили место безграмотности и хамству на уровне пальцовки 16-20-летних ди-джеев, отчего-то постоянно принимаемых разновозрастными восторженными интеллектуалами за "стильность, модность и форматность". Из каких краев приходят к нам эти "супермодные и гиперсексуальные" персонажи - неведомо, ибо их родной язык совсем не похож на русский. Профессионалы калибра Гробовникова на FM-радио оказались просто не нужны, и передовым светочам нашей культуры не стоит дуться на грамотность и дикцию местных спортивных телеобозревателей - они по сравнению с 99% ди-джеев родных FM-станций являются если не Цицеронами, то хотя бы Неронами.

Еще ниже уровня ди-джеев оказался уровень подбора радиорепертуара. По всей видимости, большинство программных директоров наших FM-станций до сих пор почитают за вершины музыкального творчества "нестареющие песни" The Beatles (в основном, естественно, "Yesterday"), кое-что из "Машины времени", "Venus" от Shoking Blue да "Twist In My Sobriety" Таниты Тикарам. Настоящим же поп- и рок-хитам 70-х и 80-х, вроде "Burn" Deep Purple или "Final Countdown" не место в отечественном эфире! Зато - разгул модного у кого-то техно, причем в рэйв-аранжировках (все больше стараниями "Станции 2000") - наверное, для любителей повеселиться у себя в квартире и, в особенности, повеселить соседей? Уж по количеству техно в FM-диапазоне Россия точно мировой лидер.

Все же не будем стрелять в DJ'ев, то урезающих песни до 50 секунд по причине надвигающихся новостей, то разражающиеся прямо на фоне пения занимательными комментариями: "Как хорошо, что песня The Eagles "Hotel California" такая длинная - я за это время успела сходить в туалет и обратно!". Никто ж и не учил ничему этих простых парней и девчат, только вчера оторваных от прилавка коммерческой палатки, но уже сегодня отчего-то считающихся величайшими знатоками современной музыки. Здесь вам не Америка: в специфических местных условиях за свой плейлист, то есть конкретную музыкальную программу отвечает не ди-джей, а... музыкальный директор станции. То-то бедняга парится, расписывая плейлисты своим подчиненным! Жаль только - уровень муздиректора от ди-джейского тоже недалеко ушел.
Никакого реального взаимодействия фирм грамзаписи и дистрибьюторов музыкальной продукции и FM-станций в смысле продвижения на рынок нового материала в России так и не было налажено - и даже сейчас в эфире вечно царит дурная (от безграмотности) вкусовщина, смешанная с нищетой, идущей от микроскопических размеров фонотек. Как вы смотрите на каталог менее чем в 300 альбомов и синглов на станции круглосуточного вещания при том, что большинство бытовых музыкальных коллекций в Москве легко перекрывают этот уровень? Впрочем, говорят, что фонотека "Радио 7 на семи холмах" вообще насчитывает 150 песен (это не опечатка)!

3. Обыкновенный НАШизм
Впрочем, при определенной доле терпимости и быстром перескакивании с волны на волну такое FM-радио и можно было бы стерпеть, если бы в 1994-м в радиоэфир не явился Он - Отечественный Шоу-Бизнес собственной персоной. Тут уж запахло сами понимаете чем - то есть очень большими деньгами (ибо в те годы они в родном шоубизе еще имелись) и воистину галактической разнузданностью. Результатом стало "Русское радио" с исключительно отечественным репертуаром, да таким, что на ум не приходит слово "радиовещание", а лишь суровый термин "пропаганда местечковой росэстрады". Можно ли представить себе финскую, шведскую или немецкую радиостанцию, эксплуатирующую только песни на родном языке? Сколько такая станция просуществует вообще? И разве русские - национальное меньшинство в России (как испаноязычные в США), что им так необходима национальноязычная радиостанция? Нет ответа на риторические вопросы. Зато после более чем успешного начинания и иные волны оказались практически наполовину засорены теми же нетленками от родимых поп-героев. Сами же певуны именно с этого момента, когда нормальная музыка оказалась практически изгнана из FM-эфира начали истерично возглашать: "Покажите мне еще какую-нибудь страну, кроме России, где эфир был так забит (??? - Авт.) зарубежными песнями!" Дурной пример заразителен - и на свет явилось нечто совсем удивительное - "Наше радио" (ваше, г-н Козырев, ваше!) с абсолютно некоммерческим отечественным репертуаром. Что будет делать "Наше радио", когда поток инвестиций от общеизвестных спонсоров иссякнет - ума не приложу.

Стоит отметить, что патриотичнейше настроенные муздиректора всех FM-станций и из отечественного репертуара выбирают тоже далеко не лучшие произведения: то же "Русское радио" зациклилось на расхожей попсе максимум пяти-семилетней давности. Для этих Невзоровых музыкального эфира просто не существует отечественной поп-музыки и рока 80-х - за 60-ми и 70-ми следуют сразу 90-е. Стоит ли объяснять, что это происходит потому, что наша сцена прошлого десятилетия была куда как интереснее нынешней?

4. Ходит песенка по кругу
С той жаждой музыкальной информации, которой было снедаемо наше общество в начале 90-х, FM-радиовещание могло бы превратиться в настоящий хрустальный дворец. Увы, в соответствии с традициями родного бизнеса оно более всего похоже на косой деревенский сортир модели "три стены - какой простор". Отвратительный репертуар и косноязычные и совершенно не разбирающиеся в музыке ди-джеи, страдающие, особенно на "Радио Максимум", непомерным культом собственной личности очень хорошо дополняют друг друга. А также в эфире царят Их Высочества Неформат и Рейтинг. Смысл первого слова неясен даже самим владельцам радиостанций, но зато очень хорошо понятен посторонним - это просто нормальная зарубежная песня, либо произведение отечественного артиста, принесенное на радиостанцию без толстого конвертика с наличностью. Да, великие товарно-денежные отношения творятся под сенью загадочного понятия "неформатность песни и / или программы"... Что же касается Рейтинга - то наши FM-станции ужасно гордятся им - у кого он 3,27%, у кого - 2,44%. Господа хорошие! С таким рейтингом о существовании станции задумываться надо, а не гордиться! Но все нипочем: загадочные спонсоры платят деньги сотрудникам станции, а на слушателя льется вал музпомоев - отечественных залихватских песен о старом, новом и главном в смеси с тонкой струйкой зарубежной музыки четвертого сорта, будто бы купленной по 15 центов за компакт в заплеванном подвальчике на распродаже неликвидов. Как выражаются на станции "Хит-FM", "мы не используем чужие хиты - мы сами создаем их". Блажен, кто верует...

Естественно, что после переключений в FM-диапазоне у слушателя возникает финальный вопрос: отчего бы репертуар родных FM-станций уже практически неотличим друг от друга? Почему, допустим "Радио Монте-Карло", некогда начинавшее как "Радио Классика" и действительно опиравшееся на классический западный рок- и поп-репертуар, не гнушается ныне пускать в эфир отечественную "музыку для честных людей", то есть блатные песни? Ларчик просто открывается: отдельно взятая радиостанция вовсе не стремиться быть лучшей, она стремиться быть как все остальные - и только затем, чтобы подобно этим "остальным" привлекать на свои волны рекламу. Потому-то из наших FM-станций невозможно выделить одну, но хорошую - высовываться и терять оригинально мыслящего рекламодателя не хочется никому. Руководство радиостанций подобно женихам из "Фантазии" Козьмы Пруткова - они так же заворачиваются в плащи, надвигают на глаза шляпы и не видят друг друга, предлагая публике продукт, весьма далекий от настоящего музыкального эфира - нечто вроде заводной собачки г-на Миловидова. До этих корсаров FM-волн так, наверное, и не дошел тот факт, что на любой репертуар найдется своя публика - слушают же "Станцию 2000", и ничего. Пора бы понять, что общество любит не ту музыку, которую она на самом деле любит, а ту, которую слышит каждый день. Значит, все упирается в личные вкусы радиоруководства?

Так что извольте согласиться с мнением топ-менеджера знаменитого музыкального дистрибьюторского центра "Пурпурный легион" Николая Щелока - этот человек на протяжении своей карьеры вдоволь наобщался с представителями FM-станций, и прекрасно знает, что говорит:
"Наши музыкальные FM-радиостанции со своими программами являются вовсе не составной частью шоу-бизнеса, как во всем мире, а бесполезным приложением непонятно к чему. Наверное, к размещаемой у них рекламе и собственным выпускам новостей..."
"Аудитория должна перестать хотеть такую музыку, какую она хочет сейчас", - совешенно справедливо заметил первый рок-певец земли русской Александр Градский еще лет шесть тому назад. Но возможно ли это? Ведь не только из одноглазых друзей человека, телеящиков, но и из передатчиков якобы передовых отечественных FM-радиостанций так и "несется по эфиру нафталином сдобренное густо, сладкое, подобное зефиру, якобы высокое искусство." Вряд ли музыканты архангельской легендарной группы "Облачный край", полтора десятилетия назад написавшие эти строки полагали, сколь долговечным окажется их прогноз. Остается только верить в то, что рано или поздно к нам явится наследник молодого немца, героя все той же "Фантазии" Адама Карловича Либенталя, который, как и его пращур, усладит сердце старухи Чупурлиной найденной моськой и получит в награду руку и сердце воспитанницы Лизаньки. В качестве Лизаньки окажемся мы с вами, а не только те, кого нынешние радиоперсонажи с понятной ненавистью именуют "меломанами".

назад к Графским Развалинам


добро пожаловать на сайт WWW.DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски !!!
зарубежные и советские виниловые пластинки, патефонные принадлежности, ленты и кассеты, компакт-диски, sacd, laser video, dvd, bluray

Рейтинг@Mail.ru

© DISKOBOL.RU est. 03.2003
WWW.DISKOBOL.RU существует с 15 марта 2003 года.