НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ
Авторская страница музыкального журналиста,
кулинара-любителя и поклонника бытовых парадоксов

Всеволода БАРОНИНА



У КАЖДОГО - СВОИ ГОРИЗОНТЫ.
КАК НИЧЕГО НЕ УЗНАТЬ О НОВИНКАХ ГРАМЗАПИСИ.

Попытка борьбы с музыкальной безграмотностью братьев-журналистов, напечатанная в газете "Джокер-МК" 16.11.1997.

"Broaden your horizon" ("Расширьте свой горизонт")
- удачный слоган фирмы грамзаписи Peaceville Records (Великобритания).

Идея этой публикации вызревала в буйной голове автора года эдак три, и стоила ему немалого количества нервных клеток, потраченных в моральной борьбе с юными (и не очень) редакторами мнящих себя масс-медийными изданий. Однако в силу своей природной лени автор вряд ли бы решился на написание сего опуса, если бы не совсем уж вызывающие событие, неожиданно (неожиданно ли?) приключившееся в области снабжения "акул пера" новыми CD пару месяцев назад...

Сегодня мы вновь побеспокоим юных акул пера, вообразивших (и успешно донесших плоды своего воспаленного воображения до по-детски доверчивого читателя), что на свете существует лишь четыре типа музыки: отечественная эстрада (от Утесова до "Сарафана Exported"), отечественный же рок (от "Алисы" до "Мумий-тролля" и обратно), музыка группы Oasis и музыка группы Prodigy. Именно об этих титанах шариковой ручки и их мощных опусах вновь пойдет нынче речь. Но сегодня мы не будем говорить об их трехпозиционных (деньги - женщины / мужчины - наркотики) интервью и концептуальных, как они любят выражаться, статьях: давайте вспомним тот забытый острословами и зубоскалами жанр, что по образному выражению нашего шеф-редактора, стал "главным блюдом всей отечественной околомузыкальной прессы" - и от которого, кстати, именно по этой причине "Джокер" в свое время спокойно отказался. Читатель, ты, наверное, уже догадался, что речь идет у нас о маленьких заметочках, известных тебе под имнем "Обзор новых альбомов" или, того короче, "Обзор CD".

"ТЫ МЕНЯ НЕ ЗНАЕШЬ И НИКОГДА НЕ УЗНАЕШЬ"
Традиция обзоров новой музыкальной продукции на Руси имеет недавнюю, но мощную (в одном-единственном отношении, о котором - см. ниже) родословную, уходящую корнями еще в сильно доперестроечный бюллютень (а вовсе не журнал) "Мелодия". В ту выдающуюся эпоху, когда золотые диски вручались коллективу Центрального музея В.И.Ленина (я не шучу), бюллютень "Мелодия" активно знакомил читателей с новым для местной журналистики жанром - увы, к полному равнодушию самых широких слоев советской прогрессивной общественности. Во-первых, эти самые широкие слои и слыхом не слыхали про бюллютень. А во-вторых, узкая прослойка трудящихся и учащихся, к которой тогда принадлежал автор, подписывалась на бюллютень не ради рецензий на увлекательные продукты вроде "Песен советских композиторов о железнодорожном транспорте в исполнении дважды заслуженного хора балалаечников депо станции Верхние Подпаски" или очередных лицензионных дисков кое-где популярных звезд итальянской эстрады "БАНО Аль и ПАУЭР Ромины". Главной информацией в "Мелодии" для меня являлся каталог новых релизов собственно фирмы "Мелодия", в котором можно было отыскать названия весьма передовых по тем временам семидюймовок и альбомов прибалтийских групп, за которыми не грех было и проехаться на следующей неделе в Таллин или Ригу. И вот тут мы подходим к главной особенности "Мелодии": там никогда не помещалось рецензий на эти редкие, но в музыкальном отношении ой какие заманчивые работы! Впрочем, "Мелодия" была не одинока - о по-настоящему интересных работах отечественных артистов (а других в те времена вроде бы и не существовало) не писало ни одно издание. За исключением, помнится, "Звуковой дорожки" "МК".

Много горячительных жидкостей утекло с той поры, однако жанр музыкальной рецензии и по сю пору остался всеми презираемым пасынком отечественной журналистики. Даже в начале 90-х, когда, казалось, мы вот-вот могли получить нормальный музыкальный журнал, все печатные издания такого рода или не имели разделов рецензий, или довольствовались какими-то обглодками с мирового музкального стола. Причин этому было две: апологеты "русского рока" делали свои журналы по два года (любая рецензия устареет) и им к тому же претил любой жанр, кроме многостраничных рассуждений о духовном величии Гребенщикова и Шевчука. Да и как можно было представить себе рецензии на иностранные CD на страницах, скажем, "Рокады" - это же покусительство на русскороковую духовность! А редактора "честных" журналов, вроде "Рока" и "ИТР", просто не располагали в ту пору возможностями получения новейших альбомов непосредственно от фирм грамзаписи - и на страницах этих изданий господствовали переводы рецензий "с иностранного". Впрочем, все это было еще невинными цветочками по сравнению с тем, во что превратились разделы рецензий на новые CD в середине 90-х...

Руководствуясь мощным руководящим импульсом собственных главных редакторов, разделы музыкальных рецензий подавляющего большинства изданий превратились, выражаясь партийным жаргоном, в полигон волюнтаризма и субъективизма. Главный редактор издания все всегда знает лучше своих подчиненных; современную музыку - тоже, равно как и наиболее популярных (?) в наших краях групп и артистов. В результате все издания, как заводные, печатают рецензии на одни и те же альбомы - или, естественно, отечественные, или "типа Prodigy", или "типа Oasis", или... первую и последнюю музыкальную любовь гл. редактора - а она у всех разная, хотя и не очень. Дабы не быть голословным, приведу здесь далеко не полный список групп и артистов, рецензии на продукты коих отказывались брать у меня начальники разных изданий, ссылаясь на их неизвестность широкой публике: группа "Николай" (!?), Ричи Котцен, Грег Хоу, Impellitteri, Pendragon (последовательно два альбома), L.A.Guns, Live (вообще-то добравшихся в начале этого года до второго места в чартс Billboard'а), Royal Hunt и сольный проект Дэна Свано Nightingale. Какое уж тут расширение горизонтов познания читателя! После этого не приходится удивляться, что даже в Москве (в Москве!) существуют упертые поклонники арт-рока, собравшие все альбомы King Crimson, Genesis, Rush, Yes и Marillion, но никогда и ничего не слышавшие о Dream Theater. Закономерный вопрос: а в каком отечественном издании они могли бы хоть что-то прочитать об этой группе или увидеть рецензию на ее альбом?

ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ БУРЫЕ?
Как ни странно, самый сильный удар оказался нанесен жанру отечественной музыкальной рецензией фактом начала работы с масс-медиа таких дистрибьюторов, как "Пурпурный легион", Gala Records / S.B.A. и BMG Russia. Казалось бы, в прессе должна была расцвести тысяча цветов, однако как писали наши издания рецензии на музыкальные произведения трех вышеописанных типов - так и пишут по сю пору. Причина? Во-первых, по-прежнему непреклонная позиция главных редакторов, выглядящая особенно смешно в изданиях с аппаратурно-аудиофильским уклоном, где рецензии на альбомы типа "Золотая стопочка от Мишки Лба и Сивого" или "Ultimate Hardcore Rave Vol.126" тоже получили постоянную прописку в соответствующих разделах. И, во-вторых, потрясающая некомпетентность лиц (в сочетании с их в основном более чем юным возрастом), пишущих рецензии на альбомы. Конечно, дистрибьюторы поначалу выдавали изданиям CD целыми пачками, но в ответ на это получали две-три рецензии: про большинство артистов авторы рецензий ничего не слыхали, а про остальные не велел писать гл. редактор. Дистрибьюторам оставалось только удивляться: можно, наверное, не обозревать сборник "The Best Of Kansas" как новую работу, если на его обложке красуется: (C)1984? Можно не писать про последний альбом Slayer'а так, как будто это - дебют группы? Можно не называть новый миньон Amrphis'а (шестой по сквозной нумерации) восьмым альбомом группы, ничего не зная о ее предыдущих релизах? Можно... Довольно примеров. Любой читающий периодическую прессу меломан наберет их целый мешок.

Все это в конце концов привело к тому, что сами дистрибьюторы постепенно начали отказываться от работы с прессой. Как абсолютно справедливо заметил сотрудник отдела маркетинга московского филиала одной из дистрибьюторских фирм, "нам совершенно не нужно и не интересно, чтобы в печати появлялись совершенно идиотские рецензии на далеко не лучшие CD нашей фирмы через три месяца после их выпуска." Три месяца - это еще хорошо. "Экстра-М", к примеру, обозревает альбомы через полгода после их выпуска (нужно ли это кому в "Экстре-М" и на каком уровне там пишутся рецензии - вообще разговор особый).

Правда, два месяца тому назад на помощь таким беспомощным акулам (килькам?) пера пришло, как обычно, агенство InterMedia. По методу "наш пострел везде поспел" Агенство широкой рукой предлагает всем страждущим при наличии официального письма затариваться на его территории новой CD-продукцией, среди коей в основном попадаются новые релизы EMI, Zyx Music и отечественной Rec Records (что бы это значило?) И все очень просто: под видом рецензий можно писать любую чушь и затем отчитываться ею перед рядовыми сотрудниками Агенства, смыслящими в музыке никак не более юных (и не очень) рецензентов. Стоило ли Агенству отказываться от собственного раздела рецензий (к коему прилагал руку и автор этих строк), чтобы потом подкармливать новыми CD беспомощных юных дармоедов? Впрочем, дармоеды обнаглели уже настолько, что осаждают даже шеф-редактора "Джокера" весьма однообразными просьбами следующего содержания: "Ну попроси за нас, чтобы нам давали новые альбомы на фирмах!" Коллекционеры, однако! (золотые слова шеф-редактора).

Мысль о том, что для получения промо-CD необходимо как минимум грамотно и в срок писать рецензии на них и даже статьи об отдельных коллективах, просто не приходит юной поросли в голову. Как, впрочем, и мысль о том, что дармовые CD достаются только тем, кто уже худо-бедно зарекомендовал себя если не знатоком современной музыки, но хотя бы добросовестным сотрудником уважаемого издания. А чего еще ожидать от людей, у которых за плечами - 10 классов школы, тотальное незнание иностранных языков и уверенность, что музыку создают не певцы и инструменталисты, но ди-джеи? А бедному читателю приходится, морщась и испытывая страшное чувство неловкости за авторов, читать сочиненную пионерами или стариками-хардовиками околомузыкальную ахинею и задавать себе вопрос: где же добыть информацию об интересных новинках грамзаписи? Ответ мой будет неутешителен, но логичен: в "Джокере", а за его пределами - в паутине Internet'а, а равно и в весьма рекомендуемых мною (но иностранных) журналах Q, Mojo, MusicExpress, Alternative Press и Rock Hard.

назад к Графским Развалинам


добро пожаловать на сайт WWW.DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски !!!
зарубежные и советские виниловые пластинки, патефонные принадлежности, ленты и кассеты, компакт-диски, sacd, laser video, dvd, bluray

Рейтинг@Mail.ru

© DISKOBOL.RU est. 03.2003
WWW.DISKOBOL.RU существует с 15 марта 2003 года.