НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ
Авторская страница музыкального журналиста,
кулинара-любителя и поклонника бытовых парадоксов
Всеволода БАРОНИНА

"YOU WANTED THE BEST,
YOU GOT THE BEST!!!":
ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИЗМА НА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ СТАДИОНЕ.
ПОПЫТКА ХРОНИКИ ШОУ No.111

Еще один отчет еще об одной поездке в Прагу (5-10 июня 1997 г.). Напечатан в газете "Джокер-МК" 22.06.1997.

"Там есть такие," - говорил он и разводил руками, - "такие большие, и у них есть такое, и там вот так, а небо другое, чем у нас, да, другое..."
Станислав Лем, "Эдем".


Найдутся ли в великом и могучем русском языке слова, могущие со всей адекватностью описать грозное величие таких явлений природы, как извержение вулкана, цунами или землетрясение в горах (см. эпиграф)? Позволю себе поспорить с именитыми филологами и мастерами современной письменности и со всей ответственностью заявить, что вряд ли. Суровая уверенность в вышеприведенном утверждении поселилась у меня в голове после пражского концерта "самой горячей группы в мире" Kiss, ибо все репортажи об их концертах, равно как и слышанные и виденные миллион раз аудиозаписи, фотографии и видеосъемки выступлений Kiss, оказывается, являются лишь весьма и весьма бледными неполноценными копиями лучшего рок-н-ролльного шоу во Вселенной, давным-давно переросшего рамки простого концерта и становящегося тоже своего рода величайшим явлением музыкальной природы. Чтобы понять, что такое шоу Kiss, необходимо присутствовать на нем лично. Итак, 7 июня, Прага, стадион Juliska Football Stadium, что-то около 19.00 по среднеевропейскому времени...

Впрочем, размах грядущего стадионного шоу Kiss вполне соответствовал широте меломанских натур преданнейших поклонников нью-йоркской четверки, составившей нашу замечательную и не такую уж маленькую рок-группировку. Достаточно сказать, что в наших рядах оказались оба сопредседателя московского фэн-клуба Kiss - Moscow Rock City - чуть ли не с полным комплектом номеров собственного (и достаточно неплохого) фэнзина, а также выдающийся поклонник Kiss... из Донецка - судя по всему, обладатель одной из лучших коллекций звуковых носителей группы в границах Содружества. Меня же более всего удивило присутствие среди суровых меломанов представительницы прекрасной половины человечества, доказавшей своим примером, что не перевелись на Руси поклонницы настоящей музыки в виде глэм-рока и абсолютного ее выразителя, обольстительнейшего Пола Стэнли.

На сей раз Прага оказалась своего рода "городом Kiss" - "Praha Rock City". И, кстати говоря, уже второй раз за год - впервые Kiss выступали здесь в декабре. Дело здесь было не только и не столько в афишах предстоящего концерта, которыми, казалось, был уклеен каждый квадратный сантиметр стен, но и в непередаваемой атомосфере всеобщего ожидания чуда, подкрепленной толпами шатающихся по городу людей возрастом от 5 до 50, облаченных в майки с логотипом Kiss и несущие на лицах печать неуклонной гордости за свое будущее присутствие на шоу - а иногда и грим своего любимого героя из рядов прославленного квартета. Местные СМИ также не оставались в стороне от События с большой буквы - все пражские газеты, не говоря уж о чешских музыкальных изданиях, пестрели фотографиями музыкантов в боевой раскраске, а памятный многим журнал Melodie даже опубликовал фоторепортаж с общечешского конкурса двойников Kiss. Торговцы подержанными компактами и винилом также хорошо приготовились к торжественному событию и выбросили в продажу все имевшиеся в их распоряжении официальные и бутлеговые альбомы группы, зачастую и с автографами музыкантов. Немалое смятение произвело наше появление и последовавшая за ним тотальная скупка альбомов Kiss в обеих торговых точках лучшего пражского музыкального "сэконд хэнда" Music Antiquariat - обалдевшие продавцы и владельцы магазина смогли воочию убедиться в том, что настоящий российский меломан мало в чем уступает японскому.

К пяти вечера даже человеку, абсолютно несведущему в географии Праги, стало бы ясно, где произойдет концерт Kiss: мощный поток народных масс перекачивался метрополитеном лишь в одну сторону - к станции Dejvicka. Последовав в ту же сторону, мы вскоре оказались в сонном среднеудаленном от центра предместье столицы, застроеннном домами семидесятнической архитектуры да зданиями разнообразных институтов, однако людской поток и здесь подсказывал нам верное направление движения... Весьма удаленный от станции метро стадион открылся перед нашими глазами неожиданно - точнее, даже не стадион, а, казалось, уходящие за горизонт ряды 40-футовых трейлеров темно-синего цвета с громадными желтыми логотипами Rock Cargo на бортах, припаркованные на его задворках. Одно только количество этих гигантских трейлеров позволяло оценить размах грядущего шоу.

Пройдя через строгий, но справедливый контроль (как некоторой части нашей группировки удалось пронести с собой фотоаппараты - ума не приложу), и войдя на территорию стадиона, я испытал острейший приступ ностальгии по памятному концерту Карлоса Сантаны и Ко. десятилетней давности в Измайлово. Сценическая конструкция, увиденная нами на этот раз, подавляла своим величием, так же как и десять лет назад - но это было уже величие другого масштаба. По всей видимости, сцена, установленная для шоу Kiss, не уступала размерам той, что мы в свое время видели в Тушино. Через огромные порталы, насчитывавшие по 55 колонок прямого излучения на канал, пока струилась ленивая альтернативная музыка, а ветер надувал, как паруса, два огромнейших шеврона "Kiss Army", прикрывавшие собой порталы. Тем временем добрейшая и разомлевшая от пива публика радостно, но сонно тусовалась посреди поля, а на беговой дорожке происходила бойкая торговля мерчандайзингом Kiss - шестью видами маек (500 - 800 крон), брелками по 150 крон, роскошно оформленными тур-программами по 300 крон и даже капитальным фотоальбомом "Kisstory" в запечатанном виде. На моих глазах некий местный житель солидного возраста гордо выложил за это произведение современной полиграфии 5000 крон (159 долларов) и пафосно удалился под завистливые крики окружающих - нам же осталось довольствоваться вышеперичисленными мелкими радостями жизни. Само собой, что на той же дорожке публика выстраивалась в чинные очереди за старопраменским светлым пивом и дивным местным фаст-фудом, известным миру под именем "моравска колбаса". Коротая время за выпивкой и закуской, мы оживленно обсуждали вечный вопрос любого серьезного рок-шоу - кто же явится пред нашими очами в роли "специальных гостей", заявленных в афишах и на билетах?

Ответ был получен в 18.50: под невнятные гыканья и размахивания руками непонятных людей на сцене и звуки настраиваемых инструментов в бой пошла некая чешская группа, чью музыку было бы легче всего описать как смесь Panter'ы и... Status Quo. Попытки выяснить название коллектива у молодого человека, раскрашенного под Джина Симмонса, не увенчались успехом: он лишь лаконично вывалил язык. Дальнейшее интервьюирование публики также не увенчалось успехом, и имена этой и двух других чешских групп - вторая была похожа одновременно на Nirvan'у и Warrior Soul, а третья, певшая что-то про персонажа, шедшего по лесу и всадившего в кого-то заряд, и крайне желавшая быть музыкальной копией Lynyrd Skynyrd - так и остались для меня тайной за семью печатями. Звуковые насилия, оставившие публику совершенно равнодушной, закончились к 20.30, когда явно улучшившееся звучание возвестило о выходе на сцену черезчур модных в Европе, но предельно бессмысленных финнов Waltari. Попозоривши в течение получаса тяжелую сцену своей родины дикой смесью трэша, грайндкора и техно, нескромный не по годам квартет удалился, очистив сцену для главных виновников торжества.

Как это ни странно, но в течение 45-минутной паузы мне все же удалось приблизиться к сцене метров на двадцать и оказаться под тросом, протянутом от сцены к пультовой башне, на втором этаже которой рядом со световыми пушками была оборудована крошечная сцена с одним микрофоном да парой мониторов. "Наверное, Джин полетит," - подумал я вспомнив свой разговор с председателем московского фэн-клуба Kiss. Будущее, впрочем, показало, что мы оба были неправы. А на сцене тем временем бурлила жизнь: техники устанавливали микрофоны и пиротехнические системы, пылесосили пол и приклеивали к нему расписание номеров; одновременно разворачивались все световые конструкции, в коих я насчитал 784 фонаря и световых прибора, и гитарный "бэклайн", состоявший из 44 400-ваттных заказных серебряных Marshall'ов и 13 басовых кабинетов Ampeg. Но, ясное дело, шоу Kiss не может начаться ранее наступления темноты. И тьма наступила в 21.45 - абсолютно все огни на стадионе погасли, вечернюю мглу прорезал рев 45 тысяч глоток жаждущей публики, а с обреза крыши сцены стремительно упал и развернулся занавес из марлевки со знакомыми с детства четыремя буквами. По занавесу поползли синие световые полосы и пузыри, порталы включились на всю мощь, извергая звуки угрожающей басовой интродукции, а сцена заполнилась стелящимся дымом и вот, наконец, трубный глас возвестил: "You wanted the best, you got the best!!! The hottest band in the world - KISS!!!" Занавес рухнул, на сцене взорвалось все, что только могло взорваться, одновременно вспыхнули все сценические фонари, знаменитый логотип Kiss из сотен ламп и все три огромнейших видеоэкрана, куда проецировались изображения музыкантов, получаемые тут же при помощи нескольких телекамер, а в небо с порталов с грохотом взмыли сигнальные ракеты. Шоу No.111 мирового турне "Alive Worldwide '96 - '97" дан старт - рок-н-ролл до предела!

Может показаться удивительным, но два первых номера программы - "Deuce" и "King Of The Night Time World" совершенно не врезались в мою память. Причина? Можете ли вы представить, что солидный и уважаемый автор этих строк под знакомые с детства звуки скакал, орал и рубился как подросток? Но это было именно так, ибо сопротивляться звуковому и световому воздействию рок-машины по имени Kiss воистину невозможно - даже в 20 метрах от сцены ощущался довольно сильный жар, исходящей от всей световой системы (что неудивительно). Что же должны чувствовать музыканты на сцене? Да, не зря уже после "Deuce" Пол Стэнли скинул шитую стеклярусом черную куртку, и взорам публики предстал всемирно известный волосатый торс. Сие зрелище вызвало такую волну женского визга, какого я в жизни не слыхал - и шоу вошло в свою накатанную колею.

Оглядевшись по сторонам, я понял, что стесняться нечего - окружающая публика тоже скакала до небес и безудержно вопила без всякого различия возраста и пола. Многие к тому же привели на концерт своих детей - и это, в общем-то, правильно: ведь концерт Kiss - это лучшее цирковое представление в мире. И от песни к песне, от взрыва к взрыву крепло у меня впечатление, что не зря четверть века назад жители Нью-Йорка Хаим Вейтц, известный теперь миру под именем Джина Симмонса и Стэнли Айзен (т.е. Пол Стэнли), поклялись сами себе создать "хэви-металлический ответ на The Beatles". Возможно, что я оскорблю многих и многих битломанов, но понимание той верной мысли, что Kiss - вторая величина в мире рок-н-ролла после ливерпульской четверки, может придти в голову только и только свидетелю их шоу. Да, Джин, Пол, Эйс и Питер - не бог весть какие технари, да и песни у них, в общем-то, простые... но зато мелодичные, да и весь мир их знает! А прибавьте энергетику их шоу - да как же в таком почтенном возрасте музыканты ухитряются работать с невозможной самоотдачей и не превращаться в унылую пародию на самих себя? И пусть следы буйной неправедной молодости Эйса и Питера видны даже под толстым слоем грима - но зато Джин и Пол даже сейчас ухитряются оставаться бодрыми мускулистыми пугалами для родителей всей планеты. Но не вздумайте сравнивать шоу Kiss и, допустим, Pink Floyd - если шоу Pink Floyd олицетворяет интелектуальную сторону рока, то шоу Kiss - его эмоционально-сексуальную сторону. Что же, позвольте вас спросить, ближе к корням рок-н-ролла?

А концерт шел своим чередом. После "Firehouse", позволившей нам стать свидетелями редкостного в наших краях исторического трюка Джина Симмонса - глотания огня, наступила очередь Эйса Фрили. По традиции двадцатилетней давности песня "Shock Me" оказалась изрядно удлинена как бы неоклассическим гитарным соло, больше, правда, похожим на эйсовскую же пьесу "Rocket Ride". Героический гитарный запил Эйса закончился воспламенением его Gibson'а, сопровождавшегося обильным дымопусканием и взмыванием гитары на леске под потолок - где она так и висела до конца шоу. Из следующей гитары Эйс уже стрелял, причем третий и последний выстрел приводил к якобы попаданию несуществующей пули в один из сценических фонарей - фонарь взрывался и жалко повисал на проводе (здесь, ясно, не обошлось без встроенного пиропатрона). Затем на протяжении все того же соло Эйс получил в руки знаменитую гитару с 1128 лампочками на корпусе, радующими глаз зрителя на протяжении не только "Shock Me", но и "New York Groove" с сольника Эйса 1978 года. Из неочевидных хитов группы исполнялась также "Do You Love Me", а в целом в концертный сет не вошло ни одной пьесы моложе 1979 года рождения - конечно же, это была всенародно любимая "I Was Made For Lovin' You". Но кульминацией концерта стала "Love Gun". "Вы видите меня, но я не вижу вас!" - вскричал Пол Стэнли. "Сейчас я приближусь к вам!" И под первые же аккорды песни неутомимый и изрядно накачанный дедушка глэм-рока отправился в 50-метровое небезопасное (учитывая дикую реакцию публики на безрассудный поступок Пола) воздушное путешествие по тросу к пультовой башне, откуда им был исполнен бессмертный шедевр. Возвращение же Пола на сцену произошло с последними мощными аккордами той же "Love Gun", а вот жеманное и скромное гитарное соло от Дитя-Звезды было отложено до неожиданной интродукции к изрядно переаранжированной "Black Diamond".

Звездным часом Джина Симмонса оказалась "God Of Thunder". Сперва - басовое соло, если так можно назвать мощные дергания за одну струну и многозначительные взгляды на публику, затем - коронный трюк с пусканием "крови", затем - резкий взлет под крышу сцены, сопровождающийся треском крыльев Джина. И - исполнение оттуда тяжелейшей за всю историю композиции Kiss, сопровождавшейся угрюмыми фонтанами огня. Словом, на какой-то короткий момент на сцене победило Зло, но по всем законом эстрадно-циркового искусства и детских утренников оно было шустро побеждено Добром в лице барабанного соло Питера Крисса. Котик с серебряным носиком, скажем честно, звезд с неба в области ударного мастерства не хватал (все же почти 50 лет - не шутка), но под дикое световое шоу выглядел и слушался вполне ничего. Само собой, что Питер, предваительно перекрестившись (!), не преминул исполнить сладчайшую "Beth", ставшую причиной стационарного факельного шествия из нескольких тысяч зажигалок на поле и трибунах. Мощнейшим же завершающим аккордом 115-минутного шоу стала, естественно, "Rock And Roll All Night", сопровождавшаяся вывозом Джина, Пола и Эйса на индустриальных гидроплатформах над головами изумленной публики и подъемом Питера вместе с его барабанами метров на пять вверх - не верящих этому факту смело отсылаю к развороту концертного альбома "Alive II", где запечатлена для потомков практически аналогичная картина двадцатилетней давности.

И, как только стих последний аккорд и музыканты завершили свои церемониальные поклоны, на видеоэкранах вспыхнула надпись "Thank you Prague", а в небо из-за кромки стадиона взмыли ракеты. Мощнейший и красивейший фейерверк продолжался минут десять, и я могу засвидетельствовать, что далеко не каждый праздник в Москве сопровождается салютом такого качества и масштаба. А на то, чтобы окончательно покинуть стадион, нам потребовалось минут сорок - и при этом, заметьте, никакой давки. Только всеобщее умиротворение и счастье на лицах - и то же выражение не отпускало всех присутствовавших на концерте еще долго: возвращаясь в час ночи пешим ходом в гостиницу, мы то и дело натыкались на толпы радикально счастливой молодежи, также неспешно находившейся по дороге к дому.

Так что же такое концерт Kiss? Величайшее рок-н-ролльное шоу во Вселенной? Да. Доказательство того, что в рок-музыке главное - не тексты песен, а запоминающиеся мелодии и энергетика исполнения? Безусловно. Но я сравнил бы шоу Kiss с... попыткой построения комммунизма в рамках отдельно взятого стадиона или концертного зала! Можно ли было сыскать хоть одного недовольного таким концертом после его окончания, или хотя бы одного несчастного человека в этой толпе радостных людей, выходивших со стадиона? А ведь коммунизм, по словесно-теоретическому описанию его проповедников, является набором из счастья, радости и братства для всех. "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям." И после этого вы скажете, что нью-йоркская четверка, последовательно воплощающая этот лозунг в жизнь, не является практикующими коммунистами-теоретиками? Пожалуй, вы заодно решите, что автор этих строк сошел с ума. О да: I gotta lose my mind in Praha, Rock City.

назад к Графским Развалинам


добро пожаловать на сайт WWW.DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски !!!
зарубежные и советские виниловые пластинки, патефонные принадлежности, ленты и кассеты, компакт-диски, sacd, laser video, dvd, bluray

Рейтинг@Mail.ru

© DISKOBOL.RU est. 03.2003
WWW.DISKOBOL.RU существует с 15 марта 2003 года.