НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ
Авторская
страница музыкального журналиста,
кулинара-любителя и поклонника бытовых парадоксов
Всеволода БАРОНИНА
РОЖДЕНИЕ КУЛЬТА MFN,
ИЛИ СКАЗ О ТОМ, КАК "СОБЕСЕДНИК" С ФИРМОЙ MUSIC FOR
NATIONS БОРОЛСЯ.
Статью написал еще летом 1997 г., в результате чего лишился оригинала налоевского
опуса (с радостью приму в дар если не оригинал, то хотя бы качественную ксерокопию
оного) – его куда-то уволок Д.В.Шавырин. После бесконечных задержек напечатал
сей скорбный труд в журнале ALIVE #2 / 1999.
"Никогда
не читал ничего подобного про свою фирму! Наверное, эта статья послужила хорошей
рекламой Music For Nations?"
Президент Music For Nations Мартин Хукер после ознакомления в
1994 г. с переводом статьи "Дьяволы металлического рока".
Утро 18 сентября 1986 года не предвещало никаких неожиданностей изголодавшемуся
по достоверной информации отечественному меломану. Но спустя некоторое время
молодежь Страны Советов развернула на 7 странице бывший в то время в большом
дефиците и даже популярный еженедельник "Собеседник" No.38 (цена
20 коп.), где в суровой рубрике "За кулисами буржуазной пропаганды"
смогла ознакомиться с воистину нетленным опусом Александра Налоева под типичнейшим
для раннеперестроечной прессы названием "Дьяволы "металлического
рока", или Кто сеет антикоммунизм в душах молодых". С этого момента
славное имя фирмы Music For Nations так засело в душах музыкально озабоченных
соотечественников, что цены на ее круглую виниловую продукцию на тогдашнем
"черном рынке" подскочили чуть не втрое!
Велика и могуча была та статья: достаточно сказать, что ее автор не дрогнувшей под грузом ответственного партийно-комсомольского задания рукою допустил в ней 13 фактических ошибок. "Эка невидаль", - скажет читатель - "да сейчас иные 16-летние журналисты ошибок-то в своих опусах поболе сажают!" Нет, читатель, эта статья предназначалась вовсе не для меломанов, но для разнообразных идеологических начальников всех возрастов и рангов, стоявших в тот момент на пути непримиримой борьбы с проникновением хард-н-хэви в широкие массы. "Собеседник" был в 1986-м на переднем краю этой борьбы: он словом сурово карал "металлистов", к которым в те годы прессой также относились поклонники Майкла Джексона и исполнители брэйк-дэнса, а также "фашистов", не желавших слушать отечественную эстраду и - о ужас!!! - иногда читавших иностранные журналы.
"Просто помойка," - так охарактеризовал статью неизвестный молодой человек, с которым пару дней спустя мы менялись пластинками на толкучке у магазина "Советский композитор". И он был прав: ведь автор злобного пасквиля поднял руку на воистину культовый сборник фирмы Music For Nations "Hell Comes To Your House" (1984) - бестселлер отечественного "черного рынка" грамзаписи 1986 г., благодаря которому немалое число соотечественников узнали о существовании стиля хэви-метал вообще и групп Manowar и Metallica в частности. Как же так получилось, что "этот "шедевр," как выразился А.Налоев, "стал приемлем для бюджета этих (презренных, стало быть!) любителей"?
А пластиночка-то была польской! В те времена фирма грамзаписи Tonpress, издавшая по лицензии "Hell Comes To Your House", размещая заказы на производство собственно винила на Московском опытном заводе "Грамзапись" (МОЗГ); обложки же печатались то ли в Польше, то ли в Чехословакии. Вот изрядное количество винила без обложек и было вынесено расхитителями социалистической собственности с МОЗГа, благодаря чему она стала доступна любому желающему: я, помнится, купил этот альбом за 10 руб. в июне того же 1986-го.
Но ситуация была уже не та, что в 1984-м: даже бдительный "Собеседник"
еще за четыре месяца до данного обличения металлизма совершенно публично признал,
что металлист - не враг! (Что удивительно.) Он даже готов ходить на субботник
и слушать отечественные группы! Однако популярный еженедельник, окрыленный
собственной летней кампанией против "фашистов" и "потребителей",
зорко бдил, а также стоял на страже музыкальных завоеваний советских композиторов.
А сам автор статьи то ли и вправду считал, что пишет рецензию на альбом (как
он сам объяснял мотив появления публикации шесть лет спустя), то ли выслуживался
перед властями предержащими. В любом случае (в первый из которых не очень
верится) - дурная политическая ангажированность и музыкально-языковедческая
неграмотность - налицо. Забыли или не верите?
Вот вам несколько примеров:
"Группа "Мэнуор"* (можно перевести как "Вояка"). Песня этих вояк называется "Кровь моих врагов". К чему же призывают участники ансамбля? "Убивай русских десятками, сотнями, тысячами!** Кстати, альбом, из которого взята для антологии упомянутая песня, называется "Хейль, Англия" - по аналогии с нацистским "хайль". Тысячи английских мальчишек и девчонок раскупают его - Британские острова сейчас, как никогда, поражены вирусом неонацизма. Фанатики жаждут одного - крови врагов. Нашей с вами..." (Именно это место из статьи до сих пор является самым сильным аргументов разнообразных контрпропагандистов по жизни против хэви-метала.)
"Бей, гони прочь из цивилизованных стран инордцев! Перевешаем коммунистов
- готовьте, парни, веревки! Но для начала послушаем боевик, который называется
"Смертельный наездник", - в исполнении группы "Сибирская язва"***
(еще один фаворит Хукера). "Подзаведемся", так сказать?!"
"Да, Мартин Хукер часто вербует практически безвестных музыкантов, посулив
им золотые, как водится, горы, и заставляет их петь то, что заказывают "вербовщику"
специалисты подрывных центров, надеющиеся сделать металлический рок"
музыкой всех народов."
"Скажем, ансамбль "Сотрясатель земли" на представленной Хукером
пластинке выступил с песней "Стена". Но это не та стена, которую
призывали разрушить музыканты группы "Пинк Флойд", - стену, разъединяющую
людей... "Сотрясатель земли" призывает к иному: если на твоем пути
встанет какая-нибудь стена, обнеси ее колючей проволокой и преврати это место
в концлагерь."****
"Подопечные Хукера злобствуют как могут - по его указке, а он пытается выдать их чуть ли не за идейных борцов с коммунизмом."
Я уж не упоминаю о том, что британская независимая фирма Music For Nations превратилась под пером своенравного автора в "американскую корпорацию грамзаписи, имеющую многочисленные филиалы по всей Западной Европе", а ее президент Мартин Хукер вдруг стал "президентом, а по совместительству управляющим концерном "Френдз" ("Друзья"), в который входят музыкальные издательства, фирмы гразаписи и многое другое, имеющее отношение к шоу-бизнесу." И вся брань в адрес добрейшего Мартина - только потому, что на обложке альбома, помнится, значилось: "Compiled by Martin Hooker". Но самым удивительным для меня пассажем статьи оказалась удивительное языковедческое открытие автора, что в английском слэнге "оседлать молнию" (Ride the lightning) означает "хватить стаканчик джина"! Много лет я бился над разгадкой этого пассажа; наконец дошло: автор статьи просто увидал в каком-то проклятом западном журнале фотографию Джеймса Хетфилда, опрокидываюшего стопарик, с подписью "James Hetfield rides the lightning". И на основании этого фото и песни "Creeping Death" (название которой, кстати, безграмотно переводится в статье как "Медленная смерть") Metallica обвинялась во всех смертных и антикоммунистических грехах! (Правда, спустя всего-то пять лет под пером аналогичных журналистов Metallica превратилась в "выразителя интересов и чаяний американской молодежи" или нечто в этом роде.) Словом, автор статьи злобствовал, как мог - по указке тогдашнего гл. редактора "Собеседника" или просто так?
Однако в отличие от предыдущих гневно-разоблачительных публикаций "Собеседника" ее неслышимая оппоненту полемика с м-ром Мартином Хукером не стала началом бесконечного нудно-воспитательного сериала, состоявшего из публичной переписки с читателями. Время, понимаете, было уже несколько не то. Отдельные же наиболее выдающиеся фрагменты статьи как обширно цитировались в брошюрах вроде "Что значит быть своевременным?" (извиняюсь, современным), так и до сих пор служат дельным подспорьем в работе авторов изданий типа "Их современника" и "Старой гвардии". И кто ж после этого удивится, что именно в начале октября 1986-го глаз зоркий глаз наблюдателей зафиксировал в Москве и Ленинграде нацепленные на граждан докооперативные значки с ясным и четким лозунгом "Рок против Налоева", а Music For Nations оказалась для отечественного меломана первой по-настоящему культовой западной фирмой грамзаписи, альбомы которой приобретались не из-за художественной ценности (послушаем - разберемся), а лишь потому, что они были помечены тремя знакомыми всякому металлисту словами...
*Manowar.
**Ознакомиться с текстом песни группы Manowar "Blood Of My Enemies"
и убедиться в полном отсутствии там русских можно в буклете CD "Hail
To England" (Geffen GED 24539).
***Т.е. Anthrax и композиция "Deathrider" (альбом "Fistful
Of Metal", 1984).
****Японская группа Earthshaker и композиция "The Wall" (альбом
"Midnight Flight", 1984). Примечательно, что вокальные данные фронтмена
Earthshaker'а Масафуми Нисиды вообще не позволяли слушателю разобрать, о чем
он поет по-английски.
назад
к Графским Развалинам
добро
пожаловать на сайт WWW.DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски !!!
зарубежные
и советские виниловые пластинки, патефонные принадлежности, ленты и кассеты, компакт-диски, sacd, laser
video, dvd, bluray