НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ
Авторская страница музыкального журналиста,
кулинара-любителя и поклонника бытовых парадоксов
Всеволода БАРОНИНА

НИКОМУ НИ КЛАУС.
СОВСЕМ НИКОМУ!
Написано в сентябре 2000-го, предлагалось в "Джокер-МК", но там уже напечатано быть не могло… Было представлено в разных видех в "Легионере Weekly" и зеленоградской газете "41".

Какой такой Клаус? Да и не Клаус вовсе - жила-была в Москве лет пять назад группа Nicklaus. О группе много говорили и писали в прессе, даже компакт-диск у нее вышел - а все потому, что эта группа исполняла якобы чрезвычайно модную музыку. Проблема заключалась в том, что существование сего коллектива и его творческие подвиги интересовали лишь крайне узкий круг друзей музыкантов, но только не широкую публику в любом смысле слова. Впору было назвать, сжалившись, этот коллектив "Никому Ni Klaus". Но шуму-то в прессе было... Да, Россия ныне сильна существованием третьей рок- и поп-сцены, творчество которой предназначено для соверешнно отсутствующего в Отечестве адресата.

Как известно, вся наша жизнь проходит под знаком триадности - то "три источника и три составные части", а то "третья сила"... Великая Триада российской рок-поп-сцены окончательно сложилась десятилетие назад, только ее составляющие в те дни были несколько иными - остаточные представители (куда более многочисленные, нежели сейчас) нормальной рок- и поп-музыки, бесконечные "кати-ромы-ласковые маи" и то, что можно было назвать "серп & молот music" - мифическая экспортная составляющая тогдашнего родного шоу-бизнеса.

Много воды утекло с той поры... Но сегодня - ни слова ни о нормальных отечественных рокерах от "Автографа" и "Диалога" до Archontes и Catharsis, ни о многочисленных "люсях-васях-маленьких принцах", реинкарнировавшихся ныне в известных даже нежелающим героев коммерческих ларьков и одноглазого друга человека - телевизора. Обратим же внимание на немеренно раскрученную ныне, "гиперпродвинутую и ультрамодную" третью сцену, ставшую невольным продолжателем дела бессмысленного музэкспорта. Экспорт-то оказался внутренним!

Дело не только в том, что на Руси всегда было хоть отбавляй чудовищно слабых в творческом и профессиональном отношении, но донельзя претенциозных артистов и коллективов, к тому же вдохновленных примером ни на что не похожего успеха неумех из "Аквариума" и "Зоопарка" в квазикультурных кругах начала 80-х - то есть среди той прослойки творческой интеллигенции, что давно уж приучена относиться с нечеловеческим фанатизмом ко всему новому и выходящему за привычные рамки. Еще более важна воистину удивительная способность родных журналистов обращать практически любую музыкальную информацию в очередное малахольное веяние публичной моды - вспомните, так было с итальянской эстрадой, хэви-металом, техно... Осмелюсь предположить, что такие граждане, бестрепетно и с минимальным уровнем компетенции трещащие ныне на всех углах о "новых ультрамодных музыках" происходят из тех семей, где на полном серьезе считалось, что уровень музыкальной культуры личности напрямую зависит от количества классических произведений, насильно впихнутых в уши отроков в бытовых условиях с пыльных запиленных грампластинок. Ныне же подросшие отроки полагают, что их уровень современности и модности (кстати, что это такое?) возрастает при знакомстве, зачастую через силу, с отвратными теоретически модными и актуальными местными музтворениями. Кстати, свою "любовь к классике" они сохраняют до сих пор - вспоминаю, как однажды мне довелось выслушивать нервные спичи коллег по перу, сурово предписывавших мне любить невыносимую питерскую группу Tequilajazzz... Словопрения закончились оригинально: одна из особ заявила, что "надоело вещать о всякой поп-рок-дряни, вот бы о классической музыке писать!" Пишите. Уровень, правда, будет тот же - то есть никакого.

Нормальный человек приобретает звуковые носители ради того, чтобы слушать музыку и получать от этого известную эмоциональную и энергетическую подзарядку - и здесь нет разницы между людьми расплачивающимися кредитными карточками за фирменные CD групп мирового уровня вроде Rammstein и Dream Theater или семиклассницей, жаждущей кассет с записями Алены Апиной и какой-нибудь очередной Натали. Но не таков вышеописанный персонаж - неважно, журналист или его дотошный читатель: музыкальный материал для него - источник не эмоционального удовольствия, но впопыхах придуманной современности и модности. Песни и музыка для него - не песни и не музыка, а своего рода ауральный заграничный бутик с вымышленными ценами минимум в $3 000, где можно реализовывать свои комплексы: "я в Париже был - я дорогую тряпку купил!" (т.е. - "модную группу слушал!"). (Интересно, что многие персоны такого рода зарубежные компакты в Москве вообще не покупают: они искренне считают, что это некие диски третьего сорта, "специально изготовленные для сирой и убогой России"!) Круг замыкается, и в результате персонаж приобретает CD, изобретенные и выпущенные для него такими же "модными" отечественными шоу-бизнесменами, тоже услышавшими об этой "моде" позавчера.

В том и заключается главная проблема третьей сцены, что ее в основном выдуманная, либо сконструированная на скорую руку из зарубежных исходников музпродукция, как и "серп & молот music" в свое время, рассчитана на таких же выдуманных потребителей - и реально существующих, но весьма немногочисленных жертв журналов "ОМ" и "Птюч". Вот, например, певица Линда. Кому нужны ее песнопения? Искушенным меломанам? Фигушки, меломан купит компакт Аланис Моррисет, Бъорк или Мадонны. Широким массам? Они слушают Алену Апину. То же самое с отчаянно самодеятельными, но пыжащимися и чудовищно раскрученными группами вроде "Грин Грея", Tequilajazzz, "Мультfильмов" и "Муммий-тролля": похоже, что ребята пишут "песни для своих". Но если это "песни для своих" - то их и надо петь в кругу "своих" на любимых кухнях под гитару. Если же это рок-бунт, как о том постоянно говорят условно молодые музыканты, то это очень оригинальный бунт, и никто не сказал о нем лучше, чем Корней Чуковский еще в 1909 г.: "Если для бунта тебе нужна таблица умножения, так уж лучше оставь это занятие и окончательно займись выпиливанием по дереву." И все телодвижения героев третьей сцены, выдаваемые ими за восстание против культурных ценностей старшего поколения, точнее говоря, 30-летних - всего лишь желание вписаться в уже существующую чудо-систему, где модность субьекта или коллектива определяется не его реальной популярностью среди молодежи, а... частотой показа клипов по основным каналам телевидения и прокруткой песен в FM-эфире. Нечего и говорить, что именно за счет мелькания в теле- и радиоэфирах и на страницах прессы имена таких персонажей становятся притчей во языцех.

Чудесна аргументация фанатов третьей сцены: нам объясняют, что "Муммий-тролль" "чудовищно популярная группа": она, видете ли, два дня подряд собирала полную Горбушку! Заморские рок-герои Motorhead и Manowar тоже имели подряд по два аншлага в том же зале (около 5 200 человек на двух концертах), но никто и никогда в отечественных крупнотиражных или электронных СМИ не называл их "чудовищно популярными". Или совсем смешно: какие-нибудь ди-джеи с остроумными псевдонимами Топор, Фонарь (под глазом?) и Ацетон, далее ночных клубов никому не известные, громогласно объявляются "властителями дум молодого поколения". У поколения-то хоть спрашивали?

Покойный Альфред Шнитке неоднократно говорил, что "о третьем пути в музыке говорят именно те композиторы, кто не умеет сочинять ни академические произведения, ни рок-музыку". Конкретно это замечание относилось к опере Алексея Рыбникова "Юнона и Авось" - первому отечественному музыкальному произведению, предназначенному неизвестно для чьих ушей, но при том разрекламированному выше всяческих разумных пределов. То же и сейчас: нам систематично навязываются не нормальные рок- и поп-произведения, и даже не ширпотребные музматрешки, а "песни для поколения". Но представители "третьего пути" отечественной поп-музыки встречают теплейший прием на местных фирмах грамзаписи, назойливо плодящих компакты юных "властителей дум", а спустя месяц-другой торгующих ими уже по интересным ценам от 15 до 60 рублей. О музыкально-текстовой стороне на скорую руку сляпанной моды говорить не приходится: у всех на памяти, как "Маша и медведи" в течение года исполняли стихи Агнии Барто на музыку британцев Radiohead. Если этот пример кого-то еще не впечатлил, то он может сравнить песню исполнительницы оригинального жанра Земфиры "Хочешь?" с не в пример лучшим творением А.Б.Пугачевой "Очень хорошо" и сделать соответсвующие выводы. На худой конец, можно сличать остальные песни Земфиры с первым магнитоальбомом славных москвичей "Браво" из 1984-го.

Однако при удачном попадании в телевизор деятели третьей сцены имеют все шансы превратиться в, по их собственному выражению, "попсу галимую" (интересно, как тогда гордые и неподкупные титаны родного музподполья снимают внутренние противоречия?) - что уже проиcходило в поистине удручающих масштабах с унылыми борцами за наркосвободы "Агатой Кристи" и задорной ногой, которую свело. На самых ближних подступах к блискучим ТВ-вершинам - неизбежные "Муммий-тролль" и Земфира. Именно вышеназванные деятели более всего любят разглагольствовать о войне с попсой до победного конца. Эфирное время поделить не можете?

И такая жизнь меж двух стульев кажется представителям третьей сцены ужасно комфортабельной. О завтрашнем дне они не думают - а ведь придуманная в коридорах теле- и радиовласти мода неминуемо сменится, и апологеты "продвинутой музыки" из СМИ найдут себе новых кумиров. А страдать опять будет рядовой слушатель, поклонник хоть старомодного блюза, хоть "русского шансона", удивленный в очередной раз "гипермодными и ультрасексуальными" персонажами: для кого это??? Но такова традиция: вспомним, что говорил патриарх-архивариус питерского рок-н-ролла Коля Васин о выступлениях "Аквариума" конца 70-х : "Публика страшно томилась, ожидая, когда же это занудство наконец закончится." У родного модного муззанудства - страшно долгая жизнь, умножаемая свеобразными творческими вкусами его отцов: нужно быть очень большими оригиналом, чтобы подобно лидерам "Мегаполиса" и "Аквариума" углядеть в "Маше и медведях" и "Deadушках" "музыку завтрашнего дня". Впрочем, не все так плохо: все рок-фестивали "Крылья" да унылые сборища всех модных имен в Раменском под маркой "НАШЕствия" (ВАШЕствия, г-н Козынев, ВАШЕствия!) справедливо заслуживали более чем прохладные оценки практически всех вменяемых СМИ, а долгие и упорные попытки раскрутить певицу Чичерину и ничтожную группу "Танцы минус" отнюдь не увенчались вселенским успехом. Значит, надежда есть?

Но есть и московская фирма "Снегири" выпускающая альбомы "модных" групп калибра "Нож для фрау Мюллер" и занимающаяся их истеричной рекламой во многих СМИ. Юные журналисты, естественно, в восторге...

 

назад к Графским Развалинам


добро пожаловать на сайт WWW.DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски !!!
зарубежные и советские виниловые пластинки, патефонные принадлежности, ленты и кассеты, компакт-диски, sacd, laser video, dvd, bluray

Рейтинг@Mail.ru

© DISKOBOL.RU est. 03.2003
WWW.DISKOBOL.RU существует с 15 марта 2003 года.