НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ
Авторская страница музыкального журналиста,
кулинара-любителя и поклонника бытовых парадоксов
Всеволода БАРОНИНА

ПЕСНИ УЖАСОВ.
НЕ БОЙТЕСЬ! ЭТО НЕ НАРОЧНО!
Просто написано под впечатлением от общения с рядом музицирующих личностей и напечатано (!!!) в "Джокере-МК" в январе 1999 года.

С одной стороны, только ленивый нынче не пнул песенную продукцию, создаваемую мэтрами и дебютантами росэстрады, а затем бестрепетно воплощаемую в жизнь безголосыми солистами. Одновременно опускаться до анализа произведений такого рода как-то не принято - то ли просто скучно, то ли считается, что ответ на вопрос лежит на поверхности. Лежит, да не на той!

Чего только не говорят комплиментарного о современной росэстраде: "дешевка", "конъюнктура", "попевки, рассчитанные на невзыскательную публику", "продажные куплеты для новорусской буржуазии"... В момент свертывания перестройки кто-то, помнится, даже окрестил это еще не набравшее силу песенное движение "музыкальной чернухой" - по аналогии с тогдашним перестроечным кинематографом.

Но в существовании современной массовой песенной продукции присутствует парадоксальный феномен, незаметный с первого взгляда. Лучше всего он может быть описан канонической фразой "хотели как лучше, а вышло как всегда." Даже совсем уж невзыскательному слушателю (тому, который считает, что вся музыка возникает из телевизора и радиоприемника), являющемуся пассивным потребителем этой музпродукции, все время кажется, что эти песенки тупы до неприличия, а их авторы продажны до мозга костей. Приходилось слышать и такое: "Эти песни сочиняют нарочно, чтобы народ позлить!" Ни боже мой! Авторы этих песенок - вовсе не злоумышленники.

В том-то все и дело, что сочинения наших музыкальных графоманов отнюдь не "продажны". Обратите внимание: все отечественные поп-сочинители в один голос твердят, что они создают "произведения, которые будут жить в веках." И они говорят это на полном серьезе. Нормальному человеку это не очень понятно, но стоит перейти в систему отсчета этих горе-композиторов, как все становится кристально ясным.

Ведь нынешние отечественные поп-композиторы - вовсе не музыканты-самоучки, как подавляющее большинство рокеров, но персонажи иногда аж с консерваторским образованием. Вот где собака зарыта! Члены Союза Композиторов СССР, боровшиеся полтора десятилетия назад за "профессионализм в рок-музыке" и подразумевавшие, что все рокеры будут радостно исполнять их "профессиональные" песни, тоже, помнится, кичились окончанием в свое время курса Консерватории. У нас почему-то до сих пор считают, что высшее муз. образование может заменить врожденный мелодический дар и дающийся только опытом и прослушиванием изрядного количества чужого материала навык аранжировщика. Вся система музыкального обучения на Руси до сих пор построена на интересном допущении, что вся "легкая" музыка XX века закончилась на творениях Л.О.Утесова. Дальше - разгул чудовищной бездуховности и звуковой бяки, джазы, роки и битласы там всякие. Какие песни сочинит, допустим, выпускник композиторского отделения с пианистическим уклоном, обогащенный столь фундаментальными знаниями в области поп- и рок-музыки?

Он и напишет именно те песни в духе незабвенных творений советских композиторов, льющиеся на нас из телевизоров и радиоприемников. (Обратите внимание: даже неискушенный слушатель обзывает современную росэстраду "самодеятельностью". А ведь самодеятельность в свое время пела именно песни Союза композиторов...) Прибавьте к такому солидному теоретическому базису собственную лень и тотальное нежелание следить за мировым музыкальным процессом. Конечно, наши герои слышали какие-то факты от своих более эрудированных знакомых и в результате постоянно клянутся любовью к, как они выражаются, "музыке соул", полагая при этом, что соул - это общеизвестная песня Уитни Хьюстон из общедоступного фильма. Обожают "джаз" - под джазом у них понимается Луи Армстронг да Элла Фицжеральд. Утверждают, что "слушают много черной музыки". (Гангста-рэпа, что ли?) Иногда произносят слово "фанк", не зная, что это такое. Говорят, что не могут жить без песен Эрика Клэптона (современного периода, естественно), Стинга (понятно, сольного), Фила Коллинза и Питера Гэбриэля (вне Genesis'а) - то-то мэтрам, наверное, икается. При этом своеобразно понимают музыкальные корни своих сочиенений, и гордо заявляют, что "самый существенный вклад России в мировую музыкальную культуру XX века - блатная песня". (Я не шучу, прямо ТАК и говорят.) Несовмещение профессий композитора и аранжировщика тоже приносит дивные плоды: и аранжировщик отродясь противной зарубежной музыки не слыхал, и полагает, что ничего круче клавиш Yamaha PSR природа просто не создала. Не в этом ли музыкальном нищебродстве первоисточник того воистину царского приема, оказанного местными околомузыкальными масс-медиа убогому брит-попу, танцевальному техно да гангста-рэпу?

Но изначально творится это все с чистой душой и желанием даровать свое искусство людям. О коммерческом успехе поначалу даже особенно не думают: будет - отлично, а не будет - можно строить из себя непризнанного гения. Увы, песни ужасов пишут люди очень неумные и неодаренные от природы, за годы своего музыкального обучения не постигшие даже своего ремесла. Их "песни" - просто недоискусство, зачаточная его форма, стоящая даже ниже ритуального барабанного боя африканских племен. Это очень сильно напоминает сочинение шуточных как бы рок-номеров в годы юношества - через это проходят почти все, но у некоторых юношество затягивается на всю жизнь. Отсюда же - дикая зависть и даже ненависть к иностранным мастерам песенно-инструментального цеха, обратившаяся десятилетие назад в ушаты словесных помоев, вылитых на головы Ингви Мальмстина и группы Europe, а в наши дни - в рассуждения о "загадочной русской душе", слагающей песни, совершенно непонятные иностранным поганищам. (Перечитав этот абзац, я с ужасом понял, что его содержание может быть отнесено и к позиции большинства местных рокеров.)

В заключение укажу на нечто совсем непостижимое: все вышесказанное наводит на мысль, что персоны, финансирующие местный поп-бизнес, получают всю прибыль еще до того, как конечный продукт оказывается на полках магазинов или в телерадиоэфире. Если бы они действительно зарабатывали деньги в процессе продажи кассет и CD, им было бы куда выгоднее иметь дело с грамотными композиторами и аранжировщиками и продвигать в масс-медиа и на отечественный и зарубежные рынки именно их продукцию. Пусть даже написанную с ясным осознанием недолгой жизни своих песен и альбомов, но при этом нормально аранжированных и спетых, и не вызывающих изжогу ни у одного слушателя.

назад к Графским Развалинам


добро пожаловать на сайт WWW.DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски !!!
зарубежные и советские виниловые пластинки, патефонные принадлежности, ленты и кассеты, компакт-диски, sacd, laser video, dvd, bluray

Рейтинг@Mail.ru

© DISKOBOL.RU est. 03.2003
WWW.DISKOBOL.RU существует с 15 марта 2003 года.