НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ
Авторская страница музыкального журналиста,
кулинара-любителя и поклонника бытовых парадоксов

Всеволода БАРОНИНА



НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА.
"РОК-ПАНОРАМА '87": ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ.

Просто историческое исследование с некоторыми моралаями. Оно было напечатано с незначительными сокращениями в газете "Джокер-МК" 13.12.1997.

Любителей порассуждать на тему "когда же отечественная рок-музыка окончательно свернула с мирового пути развития в поджидавшее ее болото "русского рока" не счесть. Не скрою, что автор статьи сам принадлежит к их числу и поэтому считает нужным донести до читателей "Джокера" собственную точку зрения на этот счет. Когда? 7 - 13 декабря 1987-го. Где? На Малой спортивной арене в Лужниках. Как это называлось? Фестиваль популярной и рок-музыки "Рок-панорама '87". Может, и юбилей заодно справим?

Заявляю со всей ответственностью: не было года значительнее для отечественной рок-сцены, чем 1987-й. Но кто бы мог подумать, что начавшийся с триумфа профессинальных рокеров год - я имею в виду прощальные январские концерты классического состава "Арии" в зале "Дружба" - закончится помпезным мероприятием, долженствовавшим по идее означать окончательную победу здорового рок-мэйнстрима и музыкального профессионализма над панк-кустарщиной, но обращенного по воле глупых и распоясавшихся масс-медиа в полное и практически окончательное поражение профессиональной рок-сцены на просторах СССР. И кто знает, состоись "Рок-панорама '87" в первоначально запланированные сроки - ее результат мог бы оказаться совершенно иным, а нам, возможно, десять лет спустя не пришлось бы мучать свои уши жалкими отечественными поделками, выдаваемыми за рок-музыку.

Но обо всем - по порядку. Нет смысла еще раз напоминать читателю, что первоначальным сроком проведения "Рок-панорамы '87" был назначен апрель - май, что было бы логично, учитывая, что первый фестиваль - "Панорама-86" - состоялся в мае 1986-го; и в конце марта столица уже полнилась слухами о конкретных датах фестивальных выступлений. Далее же все получилось, как всегда: то ли в ход пошло знаменитое Письмо Трех Великих Писателей Земли Русской в газете "Правда" (то самое, где рок назывался "духовным СПИДом"), то ли вышестоящее начальство из минкультуры перепугалось возможного участия в фестивале питерских групп, то ли нечто совсем невероятное - полученный организаторами фестиваля факс от менеджментов Scorpions и Iron Maiden с выражением готовности участвовать в фестивале и предоставить для него свою сценическую аппаратуру... Итак, "Рок-панорама" оказалась перенесена на осень, а потом и вовсе задвинута на декабрь.

Декабрь уж наступил, но не видно было на улицах столицы ни единого плаката с информацией о "Рок-панораме". Оказывается, всякая реклама фестиваля за пределами Лужников была просто-напросто запрещена, а билеты на него вообще не поступали в свободную продажу - они распределялись исключительно через райкомы и комитеты комсомола предприятий. (Я, помнится, получал билеты от знакомых световиков, работавших на "Рок-панораме".) Результатом этой политики секретности стало заполнение зала в пределах 60 - 70% (кроме последнего аншлагового дня) и чудовищная комсомольская карательная дисциплина в ходе самих выступлений: в течение фестиваля я неоднократно был свидетелем того, как дюжие комсомольские бугаи крутили руки персонам, осмелившимся было танцевать в сидячем партере. Аналогичная ситуация было и с аккредитациями: их было не меньше десятка видов, каждый из которых давал право прохода лишь в определенные части зала - кажется, этот урок прекрасно усвоили организаторы прошлогоднего "Максидрома". Но не пора ли от описания боевой обстановки перейти собственно к музыке?

Не зря, ох, не зря поднимала комсомольско-молодежная пресса шум по поводу фестивального "перевеса в сторону профессионалов": из 45 групп и исполнителей, выступивших на "Рок-панораме '87", 24 в той или иной мере можно было отнести к профессионалам, работавшим на тот момент от филармоний или концертных кооперативов - и это не считая групп Московской рок-лаборатории. Но вот крики журналистов по поводу излишней "металлизованности" фестиваля и сейчас не вызывают ничего, кроме удивления: даже если учесть весьма сомнительные в смысле тяжести собственного звучания "XX век", "Парк" и "Рок-ателье", то и тогда якобы металлическое крыло фестиваля составляло всего-то 19 групп - особенно эти разговоры о "засилии" выглядят интересно, если сравнить "Рок-панораму '87" с любым серьезным зарубежным рок-фестивалем 1987 года. Разговоры же о том, что групп на фестивале было то ли много, то ли мало, не утихали еще пару месяцев - мне же искренне жаль, что крепкие профи недосчитались в своих рядах таких имен, как "Автограф", "Машина времени", "Мастер" (на что были свои очень особенные причины), питерский "Август", чебоксарский "Горизонт" и первоначально заявленный в программе фестиваля общеизвестный ныне "Gorky Park".

С точки зрения сценографии и количества и качества звукового и светового аппарата фестиваль был великолепен - и десять лет спустя мало какое мероприятие в Отечестве может похвастаться сценическими конструкциями, подобными тем, что оккупировали в те дни сцену Малой спортивной арены. Но вот с точки зрения концертного звука... Все зависело от взаимоотношений того или иного коллектива с отцами-звукорежиссерами и их непосредственными боссами (не будем показывать пальцами) - следствием этой нездоровой чисто отечественной конкуренции стал совершенно изгаженный звук во время выступлений "XX века", "GGG", "Katedr'ы", "Круиза" и "Рок-ателье". (Вы уже поняли, на кого стоило бы показать пальцем?) Наиболее разумно в сложившейся ситуации повели себя мужественные латыши из "Liv'ов": поняв, что уговорами делу не поможешь, они при помощи собственных ражих техников удалили из-за пульта его владельцев, результатом чего стало практически студийное звучание группы и вообще лучшее выступление в рамках фестиваля.

Спустя десятилетие становится понятно, что "Рок-панорама '87" могла бы стать подлинным триумфом здорового профессионализма и началом новой эры в отечественной рок-музыке. Казалось, что профессионалы, невзирая на все препоны - в том числе выстроеннные своими собственными руками - могли праздновать победу. Только не надо рассказывать, что публика желала чего-то другого: я прекрасно помню улюлюканье в полупустом зале во время выступления "Алиби", крики "ДОМ - домой!" и удивленные лица и отсутствие всякой реакции зала после пары песен торжественно облажавшихся с первыми же аккордами вступления "Наутилуса Помпилиуса": "И вот это нам выдают за рок?" Словом, подпольщики утирались. Но не для того же собирали фестиваль, чтобы наградить и восславить достойнейших!

Вспомним, что весь 1986 и 1987 годы отечественная пресса с восторгом неофита, узнавшего на первом курсе института о том, что существует такая модная штуковина под названием "рок", не уставала сообщать читателю, что главное в роке - "острые социальные тексты", а хэви-метал вообще не является роком, а так - жужжалкой для слаборазвитых хулиганов. Правда, к концу 1987-го в "хэви-метал" записывали вообще всю приличную музыку - от Europe до "Нюанса". И вот в соответствии-то с этими "критериями социальности" главный приз в виде все едино ненужного группе электрооргана "Электроника" получило... едва умевшее играть дубнинское люмпен-трио "Алиби". "Открытием" фестиваля были почему-то названы блистательные питерцы "АВИА" - неужто чрезвычайно острые столичные журналисты ранее не догадывались о существовании группы и о ее арт-тоталитарном шоу? (Полагаю, что титул "открытия" немало повеселил гг. Гусева, Рахова и Кондрашкина и их коллег.) А уж про церемонию закрытия фестиваля умолчу: стыдно. Скажу только, что после торжественных речей и процедуры раздачи слонов разным отстойникам вроде вышеупомянутого люмпен-трио на сцене состоялось пафосное совместное исполнение песни "Замыкая круг" редкими представителями музыкантской общественности да тусовкой малодостойных лиц из Оргкомитета фестиваля, среди которых были замечены оба автора знаменитых запретных рок-списков 1984-го. Достойный финал, приведший к достойным последствиям...

Разъехались по домам обозленные (и справедливо) провинциальные рокеры, наивные (ой ли?) журналисты приняли дрянную организацию и местами гадкий звук за кризис отечественной рок-сцены, а опытные разоблачители "барбаросс рок-н-ролла", в тот момент вроде бы совершившие поворот на 180 градусов, принялись хаять "Рок-панораму" и ее участников. "Неужели наш рок так фатально "отяжелел" и отупел - эстетически и интеллектуально?" - вопрошала "Комсомольская Правда". "Удивительно, что у нас так мало групп, стоящих на позиции активной гражданственности, занимающихся злободневной "рок-публицистикой"! Что сможет поправить пошатнувшееся "здоровье" колосса по имени Рок? Видимо, все та же (?) ставка на Правду и Искренность (а не на "металл"), которые всегда выделяли настоящий рок из пестрого потока всякой другой музыки", - вторили ей другие издания. Да, с точки зрения нашей музыкальной критики ни "Новая коллекция", ни "Круиз", ни "Альянс", не говоря уж о почти забугорных "Аспарезе", "Liv'ах", "Katedr'е" и "GGG" никогда и не являлись "настоящим" роком - ведь музыканты этих групп, как и многих других профессиональных составов, плевали с высокой колокольни на прицип "примата Правды (в смысле - не газеты, а слова) над музыкой" и "Искренности над экспрессией" и ставили во главу угла собственный профессионализм и энегетику исполнения. Увы, "публицистика, Правда и Искренность" (?) победили: о музыкально-художественных формах этой самой важной виктории русской интеллигенции на рок-фронте может догадаться каждый, кто хотя бы изредка заглядывает одним глазом в "Музыкальный обоз" или в аналогичные издания и телепередачи.

Дело было сделано. Не шибко быстро тащившийся по проселочной дороге неуклюжий, но крепкий тарантас отечественного рока на неделю задержался на развилке между асфальтированной трассой профессионализма и едва видимой в грязи колеей сомнительной полуподпольной самодеятельности (самонадеянности?) и... свернул в колею. До наших дней из выступавших на сцене "Рок-панорамы" дожили в творческом смысле лишь восемь составов и исполнителей: "Карнавал" (поскольку "Карнавал" - это Александр Барыкин и наоборот), Александр Малинин, "Алмата" (под названием "А-Студио"), "Ва-банкъ", "Мистер Твистер", "Рондо", "Браво" и "Ария". (Не называю здесь имени "Круиз", поскольку полуподдельный "Круиз" наших дней никакого отношения к трио Валерия Гаины не имеет.) И соотношение 8/45 - еще один повод задуматься о том, сколь велик был потенциал отечественной рок-сцены десять лет назад и сколь он был бесславно растрачен во взаимных распрях, злобе, неуемной жажде славы и чрезмерной вере в печатное слово безграмотных "рок"-обозревателей.

Времена меняются вместе с экономическими укладами, а ситуация во взаимоотношениях отечественных рокеров с масс-медиа остаются теми же, что и в 1987-м. И вернее будет сказать, что они ухудшаются: если десять лет назад охаянные журналистами настоящие профессиональные рок-группы все же работали под руководством опытнейших менеджеров, повидавших всякое на своем веку, в филармониях или концертных кооперативах, то сейчас любой коллектив, не укладывающийся в прокрустово ложе самодеятельной "духовности русского рока" или новомодных альтернативных якобы модных течений просто не будет и близко подпущен бдительными продюсерами (как эти персоны называют себя) к якобы независимым фирмам грамзаписи, концертным площадкам и телерадиоэфиру. Да и группы-то нормальные в Отечестве могут быть пересчитаны по пальцам... Вот к чему в конце концов привело тогдашнее желание журналистов выдать триумф за трагедию, помноженная на постоянные склоки и отсутствие единства в музыкантских и менеджерских рядах.

НЕОБХОДИМОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ


В данном списке предпринята попытка разместить группы и исполнителей в порядке их выступления на фестивальных концертах. Все группы и исполнители - московские, за исключением указанных.

7 декабря, понедельник:
"Новая коллекция", Геннадий Рябцев, "Зодчие", "Тайм-аут" (Североосетинская филармония), "XX век" (Киев), "GGG - Gunnar Grapsi Grupp" (Таллин).

8 декабря, вторник:
"Близнецы", "Rock Archives" (Рига), "Карнавал", Александр Малинин, "Металаккорд", "Алмата" (Алма-Ата), "Визит" (Костромская филармония).

9 декабря, среда - день Московской рок-лаборатории:
"Альянс", "Шах", "Нюанс", "Вежливый отказ", "Бригада С", "Ва-банкъ", "Прощай, молодость!", "Тяжелый день", "Алиби" (Дубна).

10 декабря, четверг:
"Аттракцион", "Мистер Твистер", "ДОМ" (Пермь), группа Анатолия Алешина, "Рондо", "Наутилус Помпилиус" (Свердловск), "ЭВМ".

11 декабря, пятница:
"Квадро", "Галактика" (Украинская ССР), "Лотос", "Аспарез" (Ереван), "Livi" (Лиепая), "Раунд".

12 декабря, суббота:
"Парк" (Нижний Новгород), "Браво", "АВИА" (Санкт-Петербург), "Antis" (Вильнюс), "Katedra" (Каунас), "Круиз".

13 декабря, воскресенье:
"Рок-ателье", "Черный кофе", Александр Градский, "Ария".

В выпущенные весной 1988 г. фирмой "Мелодия" три альбома "Рок-панорама - 87" (1, 2 и 3) вошло по одному концертному номеру следующих солистов и групп: Геннадий Рябцев, "Алиби", "Зодчие", "Ва-банкъ", "Наутилус Помпилиус", "Лотос", "АВИА", "Металаккорд", "Альянс", "Вежливый отказ", "Тяжелый день", "Livi", "Нюанс", "Бригада С" (под названием "Группа И.Сукачева"), "Раунд", "Галактика", "Antis", "Браво", "Ария", Карнавал", "Рок-ателье" и "Черный кофе". Записи с "Рок-панорамы '87" также представлены на "государственном бутлеге" - концертном сплит-альбоме "Наутилуса Помпилиуса" и "Бригады С" ("Мелодия", 1988).

В документальный фильм "Rock-Panorama '87" (SoRec Video, 1988), в духе тех лет "предназначенный для показа только за рубежом", вошли сьемки выступлений как минимум 15 групп и исполнителей, а именно: "Новая коллекция", "Альянс", "Черный кофе", "Наутилус Помпилиус", "Браво", Геннадий Рябцев, "АВИА", Александр Малинин, "Бригада С", "Галактика", "Вежливый отказ", "Круиз", "Лотос", "Аттракцион" и "Рондо".

назад к Графским Развалинам


добро пожаловать на сайт WWW.DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски !!!
зарубежные и советские виниловые пластинки, патефонные принадлежности, ленты и кассеты, компакт-диски, sacd, laser video, dvd, bluray