ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ
краткая история
Всё, что вы хотели бы знать о грампластинках

Дисклаймер: Серия этих статей написана простым понятным языком для простых людей, впервые приобщающихся к миру аналогового звука, к миру виниловых грампластинок. Если Вы считаете себя продвинутым аудиофилом, и знаете гораздо больше, чем изложено в этих незатейливых заметках, просим не взыскивать со всей строгостью аудиофильского пуризма.

© 2011 DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски

Часть вторая. Проигрыватели пластинок.

В конце 30-х годов вначале в США, а после второй мировой войны и в Европе на смену патефонам пришли электрофоны - аппараты для проигрывания грамзаписей, в которых и вращение диска и усиление сигнала обеспечивались электричеством - то есть посредством электромотора и лампового (а затем и транзисторного) усилителя звука. В патефоне для этого использовался пружинный двигатель и металлический раструб, упрятанный в корпус. Своим дизайном первые электропроигрыватели весьма напоминали патефоны - такой же раскладывающийся чемодан с ручкой, обитый дерматином. Дизайн оставался неизменно-кондовым.

Элетропатефон Victrola      Электрофон Audioplus AV15     Электрофон  Audiotronics 312

Патефон с электрическим приводом • Электрофон "Audioplus AV15" для школ • Электрофон "Audiotronics 312" (все производства США) электрофоны предоставлены сайтом starinism.ru

Электрофон Handygram   Электрофон Волга   Электрофон Юбилейный   Электрофон Happy Tunes
Электрофон-автомат "Handygram" (Англия) • Электрофон "Волга" • Электрофон "Юбилейный" (оба СССР) • Электрофон в картонном корпусе (США) электрофоны предоставлены сайтом starinism.ru
• • •

В конце 50х - начале 60х годов 20 века с распространением портативной транзисторной техники на рынке появились переносные электрофоны, которые не были привязаны к электрической сети, они питались от батареек, правда, не очень долго. Зато в какой-то мере эти электрофоны сформировали некоторые черты surf-культуры, охватившей западный мир в начале 60х годов.

Электрофон Magnavox   Электрофон Лидер   

Портативный электрофон"Magnavox" (Япония) • Портативный электрофон"Лидер 205" (СССР) электрофоны предоставлены сайтом starinism.ru

Портативный электрофон  Tempest             Портативный электрофон  Электроника
Портативный карманный электрофон"Tempest" (Япония) • портативный карманный электрофон"Электроника" (СССР) электрофоны предоставлены сайтом starinism.ru

На базе электрофонов в конце 50х годов начали производиться первые магнитофонные приставки, весьма нелепые с технической точки зрения, в качестве привода использовался двигатель электрофона, процесс заправки ленты был весбма труден, например, чтобы заправить ленту в одно и нижеприведёных устройств нам потребовалось минут двадцать. Ввиду трудностей эксплуатации, высокой цены и крайне низкой надёжности этих агрегатов было выпущено крайне мало.

            
Электрофон-магнитофон "Казань-57" • Электрофон-магнитофон"Эльфа" (СССР) электрофоны предоставлены сайтом starinism.ru

• • •

Электрофоны-автоматы позволяли проигрывать сразу до 10 пластинок, которые насаживались на штырь в центре крутящегося диска, тонарм автоматически регулировал работой защёлок-замков, удерживающих верхние диски: при достижении выводной дорожки пластинки защёлка убиралась, и очередная пластинка падала вниз, после чего тонарм автоматически взтавал на начало вновь упавшей пластинки. Как правило вся эта хитроумная механика приводилась в движение тем же двигателем, который вращал главный диск, тонарм был достаточно тяжёлый, пластинки в результате такого достаточно жестокого обращения быстро становились изношенными, тем не менее такие проигрыватели были весьма и весьма распростренены, обеспечивая несколько часов непрерывной музыки, как отмечалось в тогдашней рекламе.

Проигрыватель Telefunken   проигрыватель Columbia 360   Проигрыватель Garrard

Проигрыватель-автомат "Телефункен" (Германия) • Проигрыватель-автомат "Коламбия-360 (США) • Проигрыватель-автомат "Гаррард" (Англия)
Проигрыватель "Columbia-360" - один из первых стереопроигрывателей, одновременно с выпуском этого устройства фирма стала выпускать одноимённые стереопластинки, рекламная формула 360° означали круговой стереоэффект-
электрофоны предоставлены сайтом starinism.ru

RCA portable player for 7" 45 rpm singles
Миниатюрный ламповый проигрыватель-автомат для семидюймовых сорокапяток, изделие фирмы "RCA" (США) электрофон предоставлен сайтом starinism.ru


Автоматический проигрыватель-диапроектор Show & Tell фирмы General Electric (США)
Это очень странное и смешное устройство, которое автоматически показывает диафильм, запечатанный в картонную ленту, и синхронно проигрывает пластинку со звуковым сопровождением этого диафильма. Изображение проецируется на экран устройства, звук и изображение синхронизируются с помощью простых меток на пластинке, ленте с диафильмом и приводном шкиве.
Название Show&Tell переводится как "Рассказываю и Показываю"
устройство предоставлено сайтом starinism.ru • • •

Радиола - это комбайн в одном корпусе из электрофона и радиоприёмника, помимо радиол выпускались магнитолы (радиоприёмник + магнитофон), магниторадиолы (радиоприёмник + магнитофон + электрофон), и даже телемагниторадиолы (телевизор + радиоприёмник +радиола +магнитофон), сейчас подобные устройства зовут музыкальными центрами. С распространением стереопластинок появились радиолы с выносными колонками, затем и сами устройства стали разделяться на отдельные функциональные блоки, ввиду чего появился термин "блочная аппаратура"

Радиола Кама    Радиола Минск-5    Радиола Даугава

Радиола миниатюрная "Кама" (со стальной патефонной иглой) • Радиола "Минск-5" • Радиола "Даугава" радиолы предоставлены сайтом starinism.ru

              
Магниторадиола миниатюрная "Романтик" • Блочная радиола "Элегия-10" • Радиола "Ригонда" радиолы предоставлены сайтом starinism.ru • • •

Практически с самого своего возникновения электрофоны были способны проигрывать пластинки разных скоростей - 16, 33, 45 и 78 оборотов, передача вращения мотора к диску и переключение скоростей осуществлялось разными способами - в первых моделях это были ролики, двигатель крутился с постоянной скоростью, а движение замедлялось с помощью обрезиненых роликов разного диаметра, механизм был подобен механической коробке передач у автомобиля. Эта конструкция была не очень надёжна, производя рокот, слышимый из динамиков, также невозможно было плавно регулировать скорость. С распростренением высококачественной аудиотехники и повышенных требований к звуку конструкция была окончательно изменена - ролик был заменён пассиком, скорость вращения двигателя изменялась плавно, и эта скорость контролировалась стробоскопом - системой из неоновой лампы и точек, нанесённых на края диска. В конце 70-х годов появилась система прямого привода, в ней диск был непосредственно насажен на вал мотора, скорость контролировалась с помощью электронной схемы, в наиболее совершенных системах был применён так называемый "кварцевый замок" - скорость была абсолютно неизменной независимо ни от чего. Наиболее продвинутые аудиофилы, тем не менее, впоследствии вернулись к пассиковым схемам, как наименее шумящим. Все выскококачественные проигрыватели, начиная с конца 60х годов, имеют только два скорости - 33 и 45 обротов, поскольку грубая патефонная пластинка необратимо сломает нежный современный звукосниматель, возможность проигрывания пластинок на 78 обротов сохранилась только в самых простых моделях с корундовой иглой.

        
Роликовый механизм (ролики слева) • Пассиковый механизм (двигатель слева) • Система прямого привода (двигатель в центре)
На среднем фото - так называемый S-образный тонарм, на правом фото - прямой тонарм.

        
Проигрыватель "Вега" с прямым тонармом • Проигрыватель-автомат "Эстония" с J-образным тонармом и оптическим датчиком, способным ослеживать начало следующей дорожки (по удобству подобен компакт-диску, датчик находится во втором тонарме, реагирует на отражение от дорожек на пластинке)

             
Студийный проигрыватель "Revox B790" с тангенциальным тонармом, в этой системе иголка движется по радиусу диска, повторяя траекторию, применявшуюся при нарезке матрицы диска, положение иглы отслеживается оптическим датчиком, слева - проигрыватель в выключенном состоянии, справа - в рабочем состоянии.

Несмотря на распространение цифровых форматов записи и воспроизведения звука у винила остаётся много приверженцев, и для наиболее обеспеченных из них японские инденеры в течение 10 лет создавали "идеальный проигрыватель" с лазерным лучом, заменяющим алмазную иглу, тем самым исключая какой-бы-то ни было износ ценных пластинок. Цена этого проигрывателя при его появлении была около 15 тысяч долларов, говорят, что сейчас она в несколько раз ниже. Впрочем, такой проигрыватель увидеть достаточно трудно - в магазинах их не продают.


Проигрыватель с лазерным звукоснимателем фото с сайта pcmusic

Современноая массовая продукция - это недорогие универсальные проигрыватели на 33, 45 и 78 оборотов с USB-разьёмом, позволяющие "на лету" оцифровывать звук пластинок в MP3-файлы на карты памяти или флешки. Они известны под марками Watson, Playbox. Crosley и другими, имеют простую конструкцию, и вполне удовлетворят массовые потребности. А самая главная их особенность (возможность оцифровать любимые пластинки без компьютера, одним нажатием кнопки) делает их уникальными.

Проигрыватель Playbox или Watson
Проигрыватель PlayBox для записи пластинок на USB флэшку или SD-карту
его всегда можно купить тут

<<< предыдущая страница              следующая страница >>>

© 2011, И.Лебедев, все права принадлежат автору, перепечатка без уведомления и любое другое несанкционированное использование текста и изображений
мониторится и преследуется. Если Вам нужны полноразмерные высококачественные изображения - обращайтесь письменно к администрации сайта.

добро пожаловать
www.diskobol.ru - магазин, мечущий диски!

VINYL, SACD, BLU RAY, LASER VIDEO, HD DVD, DVD, CD, ПРОИГРЫВАТЕЛИ
назад на карту сайта

Рейтинг@Mail.ru