Van
Der Graaf Generator, Moscow, 26.10.2005
Театр Эстрады
Где-то
в 80-х у так называемого рок-гитариста Владимира Кузьмина газетчики спросили,
слушает ли он хорошую зарубежную музыку...
"Да, у меня например, есть все записи Генезиса, на катушках, на магнитофоне,
но всё никак не могу дослушать до конца - как-то начинает ломать, физически
ломать" - ответил кумир молодёжи.
Мне тоже знакомо это ощущение физического дискомфорта - оно возникало, например,
на концертах Чекасина, да и тот же Генезис, впервые услышанный в подростковом
возрасте, давал такое ощущение, впрочем, счастливо разрешившееся невообразимым
удовольствием через пару-другую прослушиваний. Думаю, побывай Кузьмин на сегодняшнем
концерте ВанДер Грааф Генератора, ушёл бы он оттуда завязанный узлом.
Пожалуй, из всех динозавров прогрессив-рока только Кинг Кримсон да Ван Дер
Грааф Генератор ни на йоту не позволили себе быть "популярными"
в смысле опрощения музыки, приближения её к публике. Крисмон прошёл через
череду смертей, реинкарнаций, смены состава, а вот Генератор приехал в своём
первозданном составе. Помнится, в годы приснопамятные, на филофонистических
толкучках, пластинки Van Der Graaf Generator выменять было невозможно - никто
не хотел меняться - их можно было только купить. Причём купить раза в полтора-два
дороже, чем любой другой диск. Ибо они были редкие. Очень редкие. И часто
запиленные - их слушали до дыр. Кстати, мы как-то с другом на пару выменяли
один сборник VDGG на двоих, и была там песня Refugees. Мой друг решил оставить
этот диск себе, и я ему, помнится, озвучил - "когда я буду приходить
к тебе в гости, ты заводи мне Refugees, а я тебе за это благорасположение
буду рубль платить!" И ведь было так! Кстати, на рубль можно было купить
бутылку дешёвого вина-гнилушки. Такова цена настоящего!
И вот наконец-то Peter Hammill со-товарищи приехали к нам. В Питере, говорят,
билеты были до последнего дня, а в Москве всё раскупили в момент. За несколько
дней до концерта билетов не было КАТЕГОРИЧЕСКИ!!!! Несмотря на то, что в расписании
театра 26 число пустовало, а маленький плакатик висел с обратной стороны доски
обьявлений. В театральных кассах города отвечали - на 26-е у нас билетов не
было вообще!!!. Хех, у билетных спекулянтов их не было тоже. Я еле нашёл и
купил один из немногих предлагавшихся билетов, а может вообще единственный
- в два раза дороже номинала, за 3000 рублей. Вообще билеты стоили от 600
до 6000 рублей (для справки - от 20 до 200 долларов).
В этот день в Москве выпал первый снег. Несмотря на "День Жестянщика"
площадь перед театром оказалась уставленной машинами разного достоинства.
Публика была четырёх сортов - папики, преимущественно с бородами, но без обычных
спутниц, потёртые старые хиппообразные люди, часть из них просто стояла перед
входом (видимо без билетов, но с жаждой приобщиться), некоторая разновидность
эстетствующих, (на мой неискушённый взгляд нечто типа криэйторов и копирайтеров
и прочих представителей заковыристых профессий непонятного цимеса), но самая
многочисленная часть публики - это молодёжь до 30 лет, что меня необыкновенно
поразило - так вот кто скупил все наши билеты!!!
Можно долго и натужно смеятся, но факт остаётся фактом - у групп прогрессивного
рока и Иосифа Кобзона есть некоторый тропизм, валентность по отношению друг
к другу. Я уже отметил это на московском
концерте King Crimson, и вот опять - накануне в этом зале прошёл дивертисмент
Кобзона!!!
Однако-ж все вошли внутрь, и часть из нас отдалась мерчандайзингу.
Было предложено: чёрные майки с логотипом по 500 рублей (как и в случае с
Коллинзом тоже фирменные, английские, и также дешёвле, чем, например 900-рублёвые
у Элтона, 800 рублёвые у Jethro Tull и McCartney), а так же очень широкий
выбор компакт-дисков - по-моему вся дискография VDGG, включая последний их
диск. Цены - 500 рублей за одинарные диски, 1000 рублей двойные, 1300 рублей
- японские издания типа mini-vinyl.
Концерт начался просто и обыденно - Хэммил встал у микрофона, сказал "Hello"
и запел.
Для тех, кто не в курсе - Van Der Graaf Generator отличается крайне странным
скупым инструментарием - а именно клавишные, барабаны и саксофон. Иногда -
флейта, электрогитара.
Peter Hammil - voice, keyb, guitar / David Jackson - saxes, flute / Hugh Banton
- keyboards / Guy Evans - drums
Иногда Хэммил садился за вторые клавиши. Собственно, большая половина концерта
именно так и выглядела. Вообще всё действо было задумано как малоподвижное
визуально, со скромным светом, безо всякого циркачества и работы на публику.
Макимум выразительности - это ходящий вокруг ударной установки Хэммил, отчаянно
рубящий кулаком воздух. Иногда эмоционально лишнего позволял себе саксофонист,
тогда он изгибался телом и поводил руками синхронно рождаемым в муках звукам.
Кстати,
вот здесь он дует сразу в два саксофона.
Музыку VDGG можно охарактеризовать одновременно взаимоисключающими словами
- это отчаянная, трагическая, романтичная, злая, тревожная неуютная песнь.
И романтичная, ещё раз. Два главных настроения - тревога и романтика. Вообще
я бы сказал огрублённо - все их песни напоминают трагичные похоронные марши,
да даже и не марши, поскольку в них нет прямого простого убедительного ритма.
Готично, однако!
Пару
раз Хэммил брал в руки гитару, и извлекал звуки.
Игрок он, надо сказать, слабоватый - не Блэкмор с Мальмстином :))).
Зато он умеет сэмплировать вокал через гитару, или гитару через вокал - я
не особо в этом разбираюсь, но извлекалось что-то наподобие вокодера. Но весьма
в скромных пределах. Публика на концерте подобралась знатная, с прекрасным
знанием репертуара, многие вещи узнавали с аплодисментами, кое-кто пытался
заказывать из-зала, на что Хэммил односложно отшучивался. Говорил он мало,
никакого конферанса вообще не было, правда, потратил несколько слов на представление
их последного двойного альбома от 2005 года, с которого и была сыграна одна
песнь. Грандиозная песнь. Грандиозная.
Я плоховато знаю репертуар, слышал всего два-три диска, да и те давно. Я ждал
Refugees, но так и не дождался. Не знаю, играют ли VDGG на бис, но в Москве
сыграли. Хэммил поблагодарил публику за тёплый приём и концерт закончился.
А приём действительно был удивительно тёплым - правильная публика подобралась.
Кстати, обнаружил там многих и давних визуально знакомых по Горбушке и прочим
филофонистическим местам Москвы и подмосковья. Все стали толстыми, как правило
бородатыми, солидными.
Но с блеском в глазах. Что внушает.
=====================================================
ПОСТСКРИПТУМ
Вот под этими позументами с советскими
мантрами всё и произошло.
"Слава Великому Советскому Народу!" - написано над сценой. А ведь
и то верно - славен народ.
Set-list я взять у пультёра не успел, но, думаю, найду и опубликую
============== D I S K O B O L ==============
а тут
свежие впечатления Poster'а (внимание, ненормативная лексика)
Van
Der Graaf Generator Set List MOSCOW 26.10.2005
----------------------------------------------------------
Darkness
The Undercover Man
Scorched Earth
Every Bloody Emperor
Lemmings
Still Life
(In the) Black Room
Nutter Alert
Childlike Faith In Childhood's End
The Sleepwalkers
Man-Erg
Killer (encore)
-----------------------------------------------------------
приглашаю
в WWW.DISKOBOL.RU - интернет-магазин, мечущий диски !!!
зарубежные
и советские виниловые пластинки, проигрыватели, компакт-диски, sacd, laser
video, dvd, bluray
М О И Д Р У Г И Е К О Н Ц Е Р Т Н Ы Е В П Е Ч А Т Л Е Н И Я
Jethro
Tull поставил Москву на уши 12.04.2003
Paul McCartney на Красной Площади 24.05.2003
Elton John - гробы шевелятся в земле! 24.06.2003
King
Crimson не разбудит Иосифа Кобзона 12.06.2003
Ещё
один визит Jethro Tull 23.03.2005
Phil
Collins опоздал на 20 лет 20.10.2005
Van
Der Graaf Generator в Москве (и опять в тени Кобзона) 26.10.2005
Sparks
- Classic Hits - их тут было!!! 26.10. 2006
Sparks
- Hello Young Lovers + Sparks Perform Sparks 27.10.2006
Sparks - Greatest
Hits From Across 20 Albums, 1-2.06.2007